– Петр Иванович, сегодня у строителей многие проекты "замораживаются". Отражается ли это на вашем архитектурном звене?
– Безусловно. Во-первых, любой кризис всегда сказывается на строительстве, потому что это огромная отрасль. А проектировщики обеспечивают будущее строительной индустрии. Поэтому следующей волной кризис отражается на всех проектных организациях. Те проекты, которые начали реализовывать в предыдущие годы, заказчики и строительные организации стараются доводить до какого-то рубежа. Сегодня во всех мастерских выполнено очень много эскизных проектов, которые были согласованы, на них строили серьезные бизнес-планы. На следующем этапе необходимо оформлять землю, готовить все остальные разрешительные документы. И здесь все забуксовало. Инвесторов, заказчиков и строителей понять можно, потому что многие вещи остаются неясными.
– От каких интересных проектов, которые вам бы хотелось реализовать, творческая мастерская отказалась?
– Таких конкретных отказов нет. Есть составленные акты выполненных работ. Это известная форма, которая применяется и без кризиса. Возникают форс-мажорные обстоятельства, и появляется необходимость в приостановке договорных отношений.
Чтобы честно и откровенно чувствовать друг перед другом обязательства, партнеры составляют акт выполненных работ. Проекты приостанавливаются, но без разрыва договорных отношений.
– А можно ли оценить, какой объем проектов в строительной отрасли региона на сегодняшний день приостановлен?
– Честно говоря, сложно дать точную оценку. У всех разные условия работы. Одни компании работают с бюджетом, и, насколько мне известно, такое строительство не приостанавливалось. Все-таки федеральные и краевые программы пока выполняются. Что касается индивидуальных и частных заказчиков, то, по моим наблюдениям, около половины таких проектов временно отложены. Хотя это очень сложный процесс, но он точно есть и довольно существенно себя проявляет. Мы уже больше 20 лет в свободном рынке, пережили и более страшные времена дефолта в 1998 году. Понятно, что не поем дифирамбы, но безвыходных положений не бывает. Строительство было, есть и будет. Но в каких объемах? Это вопрос. А деятельность архитектора и строителя можно остановить только войной или глобальными катаклизмами.
– В одном из интервью вы рассказывали об опыте строительства поселков на острове Кипр. Какие из особенностей можно и нужно применять в крае?
– Я бы чисто эмоционально – и в то же время это подкреплено нормами и правилами – сгруппировался на проценте застройки. Например, Кипр, совсем небольшой остров, размером с наш Новосибирск. Невзирая на такой дефицит земли, у них действует жесточайшее правило, которое никто не может отменить. Когда выделяется участок под приусадебную застройку, на нем можно застроить только 15% территории, а в особых районах 20%. Остальное – природа. Такого плотного строительства, как у нас в некоторых новых поселках, нет. У нас стараются с каждого метра выжать еще больше. Правда, здесь и не такие большие участки выделяются. Но получается, что сосед от соседа только пожарным разрывом отделяется. А жить и дышать как в таких условиях? Несмотря на наши просторы по сравнению с Кипром, комфорт не достигается. Но ведь это строится на многие и многие годы, не на одно поколение. Экономика экономикой, а удобной территорию потом не сделаешь.
– Но тогда на бюджет поселка лягут дополнительные расходы, ведь территорию надо облагораживать…
– Но здоровье и комфорт важнее. Ведь какое бережное отношение к земле выработано на Кипре! Их дефицит территории не сравнить с нашим, который возникает в крае в отдельных очагах.
С Новым годом!
– Я бы хотел, чтобы желания строителей всегда совпадали с их возможностями. Как бы это банально ни звучало, но когда это все совпадает, то наступает настоящий праздник. Что планировали, пусть и через тернии, но выполнили. Добротности, спокойствия и достижений! Мы можем расслабляться, и нужно расслабляться, но расклеиваться нельзя. Есть более важные вещи, чем кризис. Нужно меньше ему уделять внимания. Иначе может наступить "усталость металла". Это научный термин, суть которого состоит в следующем: когда металл много-много лет выдерживает серьезную нагрузку, то наступает момент, и он разрывается. Крепкий металл, а что говорить о человеке? Расслабления в Новом году!
Самое важное - в нашем Telegram-канале