Жизнь

Пионерами электрификации на Алтае были купцы

"Ваше дело" продолжает вести рубрику "История", посвященную известным алтайским предпринимателям и предприятиям прежних веков. В предыдущих выпусках мы рассказывали об уникальном "Барнаульском содовом заводе", а также о предпринимательской семье Винокуровых из Камня-на-Оби, которая в начале XX века входила в число крупнейших зернопереработчиков и хлебных торговцев Алтая. В сегодняшней публикации речь пойдет о становлении энергетики на Алтае и о той роли, которую в этом процессе сыграли наши известные купцы Иван Платонов, Павел Сухов, Иван Поляков и другие.

Энергичные дельцы

Развитие алтайской энергетики началось не с крупных городов, а с сельских поселений, в которых располагались промышленные предприятия. Основная причина, по которой деловые люди электрифицировали свои заводы, заключалась в желании обезопасить их от пожаров. Кроме того, внедрение электричества позволяло вывести технологический процесс производства на качественно новый уровень.

"Энергетическим первопроходцем" Алтая можно назвать томского купца Богомолова, который в 1890 году электрифицировал свою мельницу в деревне Завьялово Барнаульского округа. Спустя несколько лет его примеру последовал купец Иван Платонов. В 1892 году он провел электричество на Зудиловскую крупитчатую мельницу, а в 1895 году свет загорелся на принадлежащем ему Иткульском винокуренном заводе в Бийском округе.

В 1890-е годы электроэнергия для освещения и производственных нужд начала использоваться на мельнице в селе Бердском Барнаульского округа, которая принадлежала предпринимателю Владимиру Горохову. В начале XX века Горохов провел электрическую канатную дорогу от мельницы к пристани. В тот же период в Новониколаевске (сегодня – Новосибирск) была построена пятиэтажная мельница, принадлежащая крупному предпринимателю Трофиму Лобастову. На ней изначально было проведено электричество. По новой технологии освещалась и мельница другого известного новониколаевского купца – Ивана Луканина.

Пожалуй, дальше всех в деле электрификации шагнул Аггей Антонов, руководитель маслодельной артели из села Старая Барда Бийского уезда, один из первых деятелей кооперации на Алтае. В 1912 году в этом селе по его инициативе была построена гидроэлектростанция. ГЭС мощностью 28 кВт была возведена на речке Чапше для обеспечения электричеством мукомольной мельницы и маслозавода. Кроме того, свет пришел в 700 домов жителей Старой Барды. По данным историков, станция приносила артели неплохой доход – 2,1 тыс. рублей ежегодно. Для сравнения: на такие деньги в начале ХХ века можно было купить хороший каменный одноэтажный дом в центре Барнаула.  

До фонаря

Постепенно технический прогресс добрался и до городов. В 1898 году в доме барнаульского купца Павла Сухова появилась первая в городе электростанция. Она была размещена на первом этаже каменного двухэтажного здания на ул. Большой Тобольской, 24 (сейчас – ул. Льва Толстого). Станция освещала дом и магазин Сухова, а также подсобные помещения.

Уже упомянутый Иван Платонов в 1900 году построил возле своего особняка в Барнауле электростанцию мощностью 140 кВт. Она освещала усадьбу самого Платонова, а также магазины Второва, Сковородова, дома купцов Флягиных, Федуловых, здание Алтайского общественного собрания и Народный дом (сегодня это здание краевой филармонии). Также электричество от нее получали два десятка уличных фонарей. В 1910 году мощность станции была увеличена, и свет от нее провели во многие центральные магазины и отделения банков. По данным историков, станция приносила владельцу доход в 10–15 тыс. рублей в год, который формировался за счет взимания с потребителей "абонентской платы". Именно тогда было положено начало этой системе, которая работает и по сей день. В 1914 году стоимость станции оценивалась в 92,4 тыс. рублей.

Кстати, заслуги Платонова в становлении энергетики не остались незамеченными. В 2006 году при содействии компании "Алтайэнерго" о нем сняли фильм "Мечты купца Платонова", который был показан по краевому телевидению. Стоит отметить, что в начале XX века электростанции также работали в домах купцов Полякова и Смирнова. От станции Ивана Полякова были запитаны дом купца, принадлежавший ему магазин (ныне – магазин "Красный"), пимокатная фабрика и хозяйственные постройки.

Женский подход

Первая электростанция в Бийске также появилась благодаря стараниям предпринимателей того времени. Ее построила на берегу реки Бии в 1898 году купчиха Елена Морозова. На станции использовались самые новейшие технологии того времени. Электростанция была оснащена компаунд-машинами на паровых двигателях. Они давали спокойный, равномерный ход. К этим устройствам присоединялись динамо-машины и гигантские аккумуляторы производства фирм Симменса и Гальске.

Для освещения города использовались лампы с угольными нитями накаливания. От электростанции шли медные провода. Они располагались на столбах, увенчанных фарфоровыми изоляторами. На улице провода были "голые", а внутри зданий их покрывали изоляцией и обматывали шелковистой прядью. За электричество с абонентов взималась плата. Станция приносила своей хозяйке 1,7 тыс. рублей в год. Морозова не брала плату лишь с Троицкого собора, Еленинской церкви, а также с Алексеевской богадельни.

В 1907 году электростанция была продана товариществу "Электросвет", председателем которого был купец первой гильдии Николай Ассанов, занимавшейся торговлей с Монголией. "Электросвет" был создан еще в 1904 году. В состав компании входили 13 человек учредителей ("полных товарищей") и пять вкладчиков с общим капиталом 84 тыс. рублей. Одним из товарищей был крупнейший предприниматель Бийска Александр Осипов, который торговал хлебом и мануфактурно-галантерейными товарами. Также в состав "Электросвета" входил купец Михаил Притчин, торговавший мануфактурой, галантереей, готовым платьем, чаем и сахаром. В числе вкладчиков товарищества был известный бийский предприниматель Алексей Васенев, который проводил торговые операции с Монголией и Китаем.

Таким образом, все электростанции были построены прежде всего для личных нужд их создателей, удовлетворяли их сугубо личные коммерческие интересы. Однако, решая задачи развития собственного дела, купцы стали проводниками технического прогресса в обществе, заложили основу энергосистемы Алтая. Использование ими электричества вышло за рамки коммерческой деятельности и приобрело социальный характер.  

Факт

140 кВт – такой была мощность станции купца Платонова, построенной в 1900 году. 

Памятные даты алтайской энергетики в советский период

1920 год – на электропроводной станции Барнаула установлена турбина мощностью 420 кВт. Через 10 лет мощность станции была доведена до 1840 кВт.

1936 год – введена в строй первая турбина ТЭЦ-1 мощностью 4 тыс. кВт. Станция предназначалась прежде всего для обеспечения работы Барнаульского текстильного комбината.

1955 год – начала работу ТЭЦ-2, ее мощность составила 75 мВт. Станцию соединили высоковольтной линией с ТЭЦ-1.

1963 год – введена в действие подстанция "Чесноковская" мощностью 220 кВ с линией Чесноковская – Белово, а также высоковольтная линия 110 кВ Чесноковская – Новосибирск и ТЭЦ-2 – Чесноковская. Энергосистема края вошла в параллельную работу с Объединенной энергетической системой Сибири.

1976 год – начала работу ТЭЦ-3, мощность которой на тот период составляла 430 мВт.

Источник: компания "Алтайэнерго".  

Опрос: Предприниматели – проводники технического прогресса?

Александр Отморский,
директор "Управления механизации № 3":

Если говорить о предпринимателях прошлых веков, то да. Кроме того, они не только внедряли технические новшества, но и были людьми совестливыми, болели за Отечество. Представители делового сообщества занимались благотворительностью, строили школы и больницы. Нынешние предприниматели, к сожалению, совсем другие.

Вячеслав Блинов,
директор по развитию бийской компании "Инженерные защитные системы":

Только некоторые. Те, которые занимаются внедрением в производство инновационных технологий. Ведь большое количество бизнесменов занимаются просто куплей-продажей товаров. Несмотря на то что они могут внедрять новые технологии в торговле или продавать инновационные товары, называть их проводниками технического прогресса неправильно.

Юрий Голубев,
председатель рубцовского производственного кооператива "Снежинка":

Проводниками технического прогресса прежде всего являются бизнесмены, внедряющие инновации, новые технологии. Однако мне кажется, что понятие прогресса нужно рассматривать гораздо шире. Возьмем, к примеру, наш кооператив. Мы изготавливаем фарфоровые изделия. Это технически сложный ручной труд. Так вот, для нас стремление к прогрессу выражается в постоянном поиске новых идей и форм, в которые их можно воплотить.

Виктор Савенко,
генеральный директор ветроэнергетической компании "ВинСАТ":

Обычно под словом "предприниматель" понимается человек, который занимается банальной куплей-продажей товаров и зарабатывает только за счет своей изворотливости, умения купить подешевле и продать подороже. Такого предпринимателя назвать проводником технического прогресса никак нельзя. Однако если понимать под предпринимателем человека, который занимается производством, прилагает всю свою техническую мысль и изобретательность для улучшения работы предприятия, то такой человек достоин именоваться проводником прогресса.

Дмитрий Митрофанов,
индивидуальный предприниматель (Локтевский район):

Да. Так сложилось исторически. Ведь именно по инициативе и на средства предпринимателей возводились железные дороги, заводы, покупались различные паровые машины. Сейчас предприниматели "с головой" тоже следят за научно-техническим прогрессом, применяют новые технологии. Все это они делают для того, чтобы минимизировать затраты на производство. Это, в свою очередь, должно привести к увеличению прибыли.

   

Бизнес невозможен без инноваций

Юрий Гончаров,
доктор исторических наук, профессор кафедры отечественной истории АлтГУ:

Предприниматель по своей природе является сторонником инноваций. Существует много определений предпринимательства. Однако практически в каждом из них отмечается, что это инициативная деятельность, направленная на получение прибыли и связанная с рисками. Здесь просто невозможно обойтись без нововведений. Сибирское дореволюционное предпринимательство очень хорошо демонстрирует это. Начнем хотя бы с того, что Барнаул был основан предпринимателем Акинфием Демидовым, который построил здесь медеплавильный завод. Для этого завода была сооружена огромная плотина длиной 500 метров и шириной в основании 52 метра. По тем временам это было грандиозное гидротехническое сооружение даже по европейским меркам!

Именно предприниматели еще в XIX веке поставили на Алтае первые крупитчатые мельницы, которые позволяли изготавливать муку очень тонкого помола – "крупчатку". Из нее выпекали особый крупчатый хлеб, который считался десертом. Одними из первых такую мельницу в Томской губернии, к которой относился Алтай, построили купцы Юкляевский и Шерлаимов. В конце XIX века, когда произошел "хлебный бум" и урожаи зерновых культур стали резко увеличиваться, количество мельниц также росло. Стали появляться первые мельницы, работающие от паровых машин.

Новатором был и Матвей Пранг, построивший на Алтае первый содовый завод в России. Он не только создал уникальную продукцию, но и разработал маркетинговую стратегию для ее продвижения. Для этого Пранг проводил целые рекламные кампании: издавал листовки и брошюры, возил изделия на известные выставки. В итоге предпринимателю удалось добиться своей цели – завод стал приносить большую прибыль.

Предприниматели приложили руку и к созданию железной дороги. Петербургский торговый дом Алейникова и Аверина, имевший отделение в Барнауле, был одним из основных подрядчиков при строительстве алтайской железной дороги. Им были построены 382 версты железнодорожного полотна и здание барнаульского вокзала.

Первый на Алтае автомобиль появился у сына одного из барнаульских купцов Морозовых. Причем интересно, что Дума запретила ему ездить на машине в городской черте, поскольку жители жаловались, что шум от авто пугает лошадей. Однако купеческий сын был человеком неглупым. Он запрягал в автомобиль лошадей, таким способом выезжал за город и там катался в свое удовольствие. Это документально зафиксированный факт.

Появление и развитие телеграфа тоже связано с предпринимателями. Телеграф, конечно, являлся государственным. Однако бизнесмены были заинтересованы в его развитии. Представителям делового сообщества он был необходим для того, чтобы получать информацию об изменениях в рыночной конъюнктуре. Здесь можно привести пример с купцами из Тары – одного из старинных сибирских городов. Они буквально заваливали Министерство внутренних дел прошениями о том, чтобы в их город провели телеграф, и даже были готовы частично оплатить это.

 

Материал подготовлен при использовании следующих источников: энциклопедия "Предприниматели Алтая", издания "Галерея славных людей города Бийска", "Алтайская кооперация: страницы истории", сайты www.bges.ru, www.kuzbassenergo.ru, www.businesspor.ru и др.   

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Смотрите также

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость