Жизнь

Пленительный сон

Россияне затрудняются охарактеризовать государственный строй РФ, но на всякий случай не хотели бы иметь с государством ничего общего

В подмосковной электричке продавали  брошюру актуального содержания- как себя вести, если вас остановил сотрудник правоохранительных органов, всего  за 50 рублей штука.  Торговля шла хоть куда — усталые пассажиры быстро раскошеливались, некоторые делились опытом использования рекомендаций на практике, оказалось, составители  популярного издания сходили из жизненных реалий и советы давали не впустую. Вялотекущий разговор , возникающий то в одной части вагона, то в другой,  неизменно   останавливался на сюжетах, связанных со злоупотреблениями милиции или  омона, сорил подробностями и деталями, крепкими выражениями и вполне однозначной оценкой происходящего в отдельно взятом регионе, да и не только. Вспомнили и злополучный призыв министра, в дурную минуту посоветовавшего телезрителям, вопреки уголовному кодексу, оказывать сопротивление зарвавшимся стражам порядка, и расстрел супермаркета в Царицыно, и жертв других душегубов в погонах, и то, как молоденьких гаишников под угрозой расправы принуждают участвовать в незаконных поборах и передаче взяток наверх, и многое другое. Практически никто из пассажиров не выразил при этом надежды на то, что принятые меры по реформе МВД принесут хотя бы какие-то позитивные результаты.  А немолодая женщина, как раз  та, которая рассказывала о злоключениях молодого гаишника, видимо родственница, подытожила на весь вагон -   граждане, если  не хотите неприятностей, держитесь от нашей власти подальше.

Ее голос, и  уверенность в собственной правоте, как будто за спиной стояли сотни таких же озабоченных и умудренных жизненным опытом женщин,  привыкших надеяться только на себя,  напомнили мне что-то забытое, с трудом всплывающее из памяти. Да, точно. В этой же самой электричке, по  известному любителям отечественной словесности маршруту Москва-Петушки,  много лет назад, такая же женщина ( может, ее старшая сестра?) спорила с работягами, возвращающимися с завода "Серп и Молот", отданного ныне под коммерческие торговые  точки, о Солженицыне и коллективизации. Цитировала  статью " Стоит ли наступать на грабли" и публикации "Огонька", как сейчас помню, и рассказывала о своей бабке, сосланной в  Казахстан из-за доноса соседа, которому отказала во взаимности. Тогда точно так же, громко и уверенно, она объясняла, что нужно всем вместо добиться справедливости по отношению к тем, кто пострадал безвинно,  и потребовать покаяния от тех, кто повинен в  чужом горе, что без такого покаяния мы не сможем  идти в перестройку и новую жизнь, что надо всем объединиться, пусть это потребует каких-то временных неудобств, но справедливость и честная жизнь  важнее... И мужики, забывшие про пиво, согласно кивали, и вспоминали свои истории, и пересказывали также публикации из журналов, которые предназначались, казалось бы, совсем другой аудитории, и вытаскивали затрепанный экземпляр того же " Огонька" и даже " Нового мира"...Тогда действительно много читали в электричках, и это странное братство в час пик после рабочего дня представляло слепок тогдашнего общества, жаждущего перемен, полного надежд и ожиданий..

Это было не просто давно, - в иной жизни, такой далекой, что подчас  закрадывается сомнение- а была ли она вообще...

Неумолимая статистика  подсказывает- была, но это была действительно иная страна, и иные люди. По крайней мере, у них были совершенно иные предпочтения.. Недавнее исследование Левада-Центра подтвердило — если в период перестройки и начала 90 х почти 40 % соотечественников готовы были бы  потерпеть во имя общих интересов и светлого будущего, пойти на  временные неудобства и недостаточное материальное обеспечения, то сегодня таких менее 10 %. И преимущественно люди постарше.

То же исследование показало, что  почти треть респондентов сегодня  видят в текущей политике очевидные приметы возврата к прошлому, пятая часть- признаки анархии, и почти треть вообще затрудняются  определить характер политического строя страны. При этом 77% соотечественников не готовы принимать активного участия в политической жизни России, а 62 %  стремятся избегать контактов с представителями государственной власти во всех возможных ситуациях. Значительная часть опрошенных полагает, что политика- удел профессионалов,  и только.

Показатели другого исследования, посвященного на этот раз анализу аудитории СМИ,  говорят примерно о том же. Только 12 % жителей больших городов интересуются сводками новостей, самая широкая аудитория- не у общественно политических изданий, национальных или региональных, а у телегидов, женских и развлекательных журналов. Комментируя последний факт,  коллега- западный медианалитик заметил, что   низкий рейтинг новостей есть не что иное как приметы здорового и благополучного общества, в котором политика существует в своем измерении, ее  развитие интересует ограниченный круг заинтересованных непосредственно- то есть представителей политических движений, экспертов и самих чиновников, а обыватель мирно ходит в магазин и не всегда замечает, что сменился городской голова. С этой точки зрения интерес к развлекательной медиапродукции также вполне понятен. Но все же Россия пока что — не Швейцария и даже не Бельгия,  в которых тоже нет-нет да возникают политические споры, захватывающие умы граждан-  пусть не такие острые, как некогда у нас в отечестве. И у нас благополучие обывателя пока что  довольно тесно связано с характером и лицом действующей власти. И не стоит равнять вообще нашего обывателя, не чувствующего себя ни в коей мере защищенным от политических катаклизмов,  с сытым и не  ведающем по большому счету хлопот западным сверстником, чье благополучие защищено нормой закона и подробной системой практических  мероприятий. Более того, сонный западный обыватель быстро продирает глаза,  как только  речь заходит о его  повседневных интересах — будь то тарифы на бензин, образование или пенсии. Не говоря уже о банковских вкладах и прочих  формах собственности. В нашем отечестве по сей день , похоже, единственной всенародной признанной формой собственности является автомобиль — что доказывает солидарность водителей  в борьбе за свои интересы. Как будто все иные варианты - квартира, земля, акции и банковские счета не кажутся соотечественнику чем-то долговременным и надежным... А отсутствие солидарности по проблемам защиты окружающей среды, понятные в Европе каждому ребенку, вовсе далеки от разумения среднестатистического россиянина. Иначе чем объяснить такое равнодушие к разбазариванию бесценных природных ресурсов, к судьбе того же Байкала, на защиту которого  решилась только горстка сибирских активистов..

Почему же, в самом деле, происходящее в стране- и  далеко от нас, и совсем близко — так мало волнует соотечественников?   Почему мы утратили доверие  и интерес друг к другу, к власти, к ее институтам,  к общественным движениям ( об этом тоже говорят исследования),  к новостям, к солидарным действиям, которые хоть как-то могли бы изменить ситуацию?

Почему мы  стали так безразличны к собственной судьбе, к  нашему будущему? От усталости?  Беспомощности?  Душевной лени, быть может? Конечно, перейти на другую сторону улицы, дать взятку алчному инспектору куда проще, чем  добиваться справедливости. И не все просто по складу  характера могут отстаивать свои права там, где права в принципе не  привыкли соблюдать. И верно то, что у нас испокон веку не было традиции жизни не по понятиям, а по закону, что отражено в классике, все  изучали в школе, и новые веяния приживаются с трудом.

Но, наверное, не только в этом дело... Мы как будто утратили что-то важное, что было еще недавно, какую-то особую нить, связующую нас всех.

Может ли возродиться тот порыв, то желание жить по совести и уму, которые  не так давно- всего лишь 20 лет назад —  наполнили надеждой многих? Что должно для этого произойти?

...Электричка замолкла. Мерно постукивали колеса, задремали выпившие пива  пожилые работяги, слушали музыку  в наушниках те, что помоложе. Тетка, еще недавно громко поучавшая вагон, притихла и блаженно улыбалась,  устремив взор в темнеющий  покачивающийся пейзаж за окном, прижав к груди книжку карманного формата. На  цветастой обложке   выделялось название - " Пленительный сон". Вот она, метафора времени. Законченная, как некогда-  путь бедолаги Венечки в Кремль, вместо которого  его все время заносило в Петушки.

...Проснемся ли, наконец?

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Смотрите также

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость