Накануне главного богослужебного праздника - Пасхи - "Маркер" познакомился с Алексеем и узнал, как живется барнаульским семинаристам.
- Алексей, расскажите, чем вы занимались до поступления в семинарию?
- У меня есть среднее специальное образование, я программист-техник. Окончив техникум, я вернулся в родное село, работал в финансовом отделе, потом в газете. Но мне хотелось большего, и я уехал в Горно-Алтайск. Однако жизнь там мне не пришлась по вкусу, и через полгода я снова вернулся домой. Мне хотелось ни от кого не зависеть, я и открыл собственный бизнес по ремонту компьютеров. Но в какой-то момент мне стало трудно находить общий язык с друзьями, с семьей, начались конфликты. Я понял, что нужно что-то менять в своей жизни.
- И что же вас подвигло на служение Богу?
- Однажды к нам на тренировку (я занимался спортом) пришел священник. И так тепло он с нами поговорил, что я понял: вот мудрый человек, на которого хотелось бы равняться, к которому можно обратиться. В ближайшее воскресенье я пошел в церковь. Я простоял всю Божественную литургию, чтобы дождаться батюшку. Помню, думал: "Ну когда же она кончится, я уже устал стоять". Батюшка потом мне рассказывал, что заметил меня и подумал: "Какой настырный попался, стоит и ждет". Может быть поэтому он уделил мне время. Я попросил его об исповеди, рассказал ему все, как есть. В ответ я услышал только: "Ты приходи в церковь". Я послушал батюшку, стал регулярно посещать его проповеди. И мне казалось, что он говорит очень правильные слова. Я чувствовал сердцем, что именно так надо жить, что это правильно. После службы мне всегда хотелось сделать что-то доброе, кому-то помочь. Я был простым прихожанином около года. Потом батюшка благословил меня пономарить, я научился читать по-церковнославянски. И однажды я пришел к нему домой и сказал: "Отец Павел, не знаю, чего хочу от жизни". А он мне в ответ: "Возьми листок бумаги и напиши, кем бы ты хотел стать". И я решил, что хочу посвятить свою жизнь служению Богу, а не просто создать семью и растить детей, как делают многие. Думаю, Богу было угодно, чтобы так все случилось.
- Сложно было поступать?
- Волнительно. Я усердно готовился. Мы писали изложение, у нас проверяли технику чтения на церковнославянском языке, знание молитв, голос — определяли, может ли человек петь в хоре. Я пою, правда, у меня пока получается не идеально. Но я стараюсь. Заключительным этапом в поступлении была беседа с епископом Барнаульским и Алтайским.
- Как проходит день семинариста?
- Учеба строится примерно так же, как и в мирских высших учебных заведениях: пары, сессии, каникулы. Только предметы отличаются. Мы, как и все студенты, изучаем иностранные языки, русский язык, ОБЖ, педагогику, психологию, занимаемся физкультурой. Из церковных предметов мы изучаем богослужебный устав, историю Русской православной церкви, историю других конфессий. По субботам и воскресеньям поем в хоре. Также мы несем послушания — выполняем различные трудовые обязанности.
Перед завтраком, в восемь утра, мы совершаем молитву. При семинарии есть регентское отделение, где учатся девушки. Богослужения у нас проходят совместно с сестрами. После завтрака, с девяти, начинаются занятия и длятся до трех часов дня.
- Как вы относитесь к существованию других религий?
- Мы мирно относимся к тому, что на свете существуют другие религии. Но если подробно изучить каждую, станет ясно, что истинная религия одна. Это трудно объяснить словами, можно только почувствовать.
- Чем вы занимаетесь в свободное время?
- Свободное время у нас бывает в воскресенье. Отслужив Божественную литургию, воспитанники могут пойти в город. Когда я попал в семинарию, я увидел вокруг себя множество талантливых людей: кто-то увлекается фотографией, кто-то музыкой, кто-то рисует. Я люблю посещать выставки. Сейчас, например, собираюсь посмотреть на иконы Андрея Рублева. Мне помимо церковной нравится классическая музыка, казачьи песни. Все воспитанники, в том числе и я, состоят в православной молодежной организации "Свет". Сейчас мы готовимся к пасхальному балу. Барышни и кавалеры будут танцевать в костюмах 18 века. В общем, мы вполне обычные люди, просто соблюдаем некоторые ограничения. И для нас они естественны, как нельзя касаться огня.
- Позволены ли семинаристам романтические отношения?
- Мы можем дружить с девушками и создавать с ними семьи. Чтобы стать священнослужителем, нужно пройти несколько таинств. Одно из них — венчание. Если будущий священник не женат, есть еще один путь — черное монашество. Я пока склоняюсь к тому, чтобы создать семью. Женатому семинаристу епархиальное управление выделяет отдельную комнату в общежитии. Девушка может иметь мирскую профессию, но существуют канонические требования к супруге будущего священника - она должна быть невинной и крещеной. И до венчания никакой близости между молодыми людьми быть не может. Для человека воцерковленного другой путь просто немыслим — зачем жить во грехе? Конечно, семинаристу непросто найти себе спутницу жизни, ведь далеко не каждая девушка согласится понести подвиг матушки. Быть женой священника — тяжкий труд.
- Путь, который вы избрали для себя, сложный. Вы чувствуете, что справитесь?
- До поступления в семинарию я жил обычной жизнью и порой совершал неблагочестивые поступки. В частности, употреблял алкоголь. Я, как и многие люди, тоже считал, что это норма. А в церкви для меня открылся совершенно иной мир, где существуют духовные законы, определенный порядок. И я нашел себя здесь. А ограничения — это нормально. Мы, как будущие священники, должны быть примером для людей.
- Случается, что священники отказываются от сана, как, например, Иван Охлобыстин. Как вы относитесь к этому?
- Не мне его судить. Да, человек выбрал другой путь, но ведь от этого он не перестал быть православным. Может быть, через него в такой роли спасется больше людей. Но я надеюсь, что он раскается и вернется в церковь.
- Кем вы себя видите в преклонном возрасте?
- Я для себя решил, что хочу послужить Богу. Как Ему будет угодно, так оно и будет.
Самое важное - в нашем Telegram-канале