Адам Олеарий,
немецкий ученый:
…у них употребительны многие постыдные, гнусные слова, которые я – если бы того не требовало историческое повествование – никогда не сообщил бы целомудренным ушам. У них нет ничего более обычного на языке, как: "б…дин сын, сукин сын, собака, е... твою мать, е…на мать" и тому подобные гнусные речи. (1647 г.)
Он неискореним
Александр Тимошенко,
журналист, корреспондент "Алтайской правды":
До 1917 года отношения граждан к власти, власти к гражданам строилось по принципу: в основе всего совесть. Сначала все было по совести, если не получалось, то по традициям, а самая крайняя мера – это уже по закону. Это было возможно потому, что верховная власть в лице монарха была выше всего, в том числе выше любого закона, но не выше традиций и тем более не выше совести. И у этого достаточно примеров.
После революции большевики отменили и совесть, и закон, и традиции. Вместо совести появилась коммунистическая идея, традиции заменили новыми, красными, а вместо закона стала революционная целесообразность.
Новая власть начала с разрушения всего того уклада, который строился тысячелетия.
Раньше человек нес ответственность перед своим родом, перед своей семьей, перед сословием. Таким образом, человек имел совесть в виде внутреннего стержня, а в виде внешней оболочки, каркаса, который удерживал от нехороших поступков, имел как раз род, семью, сословие…
В результате мы получили интересную вещь: современному государству, корни которого растут из 1917 года, наплевать на состояние общества, на моральный облик населения. И поэтому, в конце концов, государство формирует биороботов, которые не понимают, что такое хорошо и плохо. Отсюда полная безнравственность, и сквернословие становится обыденной вещью. Сквернословие нужно рассматривать как нравственный индикатор состояния общества. Вот и все. Когда будет совесть, тогда не надо будет бороться со сквернословием. Но и сейчас, если человек себя уважает, он материться не будет ни в какой ситуации.
Сквернословие неискоренимо, бороться с ним бессмысленно еще и по той простой причине, что сегодня оно один из способов протеста молодежи. Может быть, люди делают это неосознанно, но в подсознании они понимают всю несправедливость того, что сейчас творится. И поэтому один из видов противостояния несправедливости – открытое, дерзкое сквернословие. С этим ничего не сделаешь.
Это просто слова
Анатолий Муронов,
доктор философских наук, профессор:
В "Новостях" было сообщение, что в Курске решили штрафовать за мат и подыскивать синонимы для замены одних слов другими. Что ж, давайте пойдем по этому пути, возьмем и запретим мат. То есть вот эти слова – они нехорошие, а если мы заменим их латинскими синонимами, то тогда употреблять их будет вроде бы можно. Эта проблема причинно-следственных связей совершенно не исследуется, а это самое главное.
Против чего мы боремся? Против матерщины. А что такое матерщина? Это слово или то, что за ним стоит? С чем бороться-то?
Мат – это обыкновенные слова. Автомобилисты употребляют их, когда изучают машину, медики – когда изучают медицину, только у них все это называется как-нибудь по латыни. Разве мы хотим бороться со словами? Давайте выбросим эти слова, заменим другими, и что изменится? Ничего, только теперь мы будем посылать друг друга на фаллос.
Люди говорят слова, смысл которых не понимают, и это происходит довольно часто. Однажды сын мне сказал: подвинься, ни х…я не видно. Пять лет ему было. Он не понимал, что означает это слово, он – ребенок. Так же, как дети, смысла слов не понимают многие взрослые. Вот это слово из трех букв никакого отношения к органу, на который посылают, не имеет.
Бороться надо не со словами, а с тем, чем они порождаются. Откуда они идут, где искать их корни, причину? Не со словами надо бороться, а с тем, что тебя вообще посылают.
Это не просто слова
Сергеюс Григорьевас,
НЛП-тренер Алтайского НЛП-Центра:
Бранные слова как метод борьбы с глупостью использовались нашим народом очень давно. Это было, я думаю, очень похоже на провокативную психотерапию, которую изобрел американский психотерапевт Фрэнк Фаррелли: противно слушать, но очень эффективно, и некоторых людей это излечивает.
Вот как это происходило: самый мудрый в деревне человек бранил, побивал словом кого-то, кто придерживался не совсем правильного образа мыслей. Чтобы скорректировать его модель мира, надо было разрушить старую и одновременно спуститься до уровня глупца.
Наши предки понимали психологическое воздействие брани на воздействие внутреннего мира человека. Мат, жаргон, тюрьмизмы формируют специфическую картину мира, удерживая человека в определенной системе координат. Человек ограничивает свои модели мира и не осознает этого. Он даже оторван от своего глубинного "Я", которое всегда стремится к духовному свету, что ли.
Часто на практике мне попадаются примеры, когда человек прямо борется сам с собой: хочет сделать что-то хорошее и тут же вступает с собой во внутренний диалог. Эти матерные слова он использует для борьбы с собой, он бросается то в одну, то в другую сторону. По человеку это всегда видно, по крайней мере специалисту. Поэтому матерная брань и истинная, непоказная духовность несовместимы.
Надо ли бороться с матом?
Василий Сыроежкин,
поэт:
В современном обществе матерная культура не превалирует. Сейчас моднее говорить "пипец", чем еще как-то, моднее говорить "ахтунг" вместо "на фиг". Идея засилья мата искореняет сама себя, потому что есть такая фигня, которая называется "немодно". Сейчас материться немодно, поэтому я бы в литавры не стучал.
Александр Шпак,
студент:
Недавно, уступая бабушке место, я задел ее сумкой и таких слов услышал, каких мне не доводилось слышать в жизни, хотя она училась не в современной, а в советской школе. Мы материмся неумышленно, мы просто употребляем мат как обычные слова, как средство коммуникации. Это как рефлекс. И как бороться с теми, кто ругается матом? Я вот этого не понимаю. Закидывать камнями?
Ирина Добшек,
пенсионерка:
Где-то в 45–47-м году приезжали к нам в деревню на уборку солдаты. И я помню такой случай: стояли два солдата, рядом с ними девушка, один из парней начал сквернословить. Он ушел, и девушка предложила второму солдату погулять, а он ей ответил: "Я с тобой не пойду. Ты стояла рядом, почему ты его не остановила, когда он выражался?!" Вот она, духовная культура! Но как только наступили 90-е, духовная культура была уничтожена.
Самое важное - в нашем Telegram-канале