Виктор Панин,
начальник Государственной инспекции по труду в Алтайском крае:
По сути, мы нередко сами ведем себя безответственно. Это касается не только пожарной безопасности. Взгляните на ситуацию в дорожном движении. За год на дорогах России гибнет целый город. А число жертв производственных травм сопоставимо с населением крупного села. Но внимание общественности все равно остается прикованным к случаям, подобным пермскому.
Нам в первую очередь необходимо учиться принимать на себя ответственность. Иного пути, на мой взгляд, нет. Это касается всех: и бизнесмена, и простого гражданина. Разумеется, у каждого объем ответственности свой. Если не готов отвечать за безопасность в магазине, ночном клубе или кафе – иди и учись. Научился – работай. Считаешь, что в заведении может быть опасно, – не ходи в него. Проголосуй рублем, и хозяева сомнительного заведения сами прогорят.
Президент четко дал понять: хватит "кошмарить" бизнес. Меньше контроля. Это не означает, что государство отменяет планомерную работу по обеспечению безопасности. Она ведется, возможно, в чем-то не так, как хотелось бы. Просто сейчас система контроля должна измениться. Государство налагает на гражданина и корпорации заботу об общественной безопасности. И самоконтроль в этой системе необходим.
Определяться необходимо не только с объемом социальной ответственности, который каждый должен взять на себя. Нужно разграничить участки работы, за которые будет отвечать каждый. "Кошмарить" проверками нельзя. Но и расслабляться представителям бизнеса тоже не стоит. В Перми явно пренебрегли своими обязанностями. По-разгильдяйски отнеслись к своей работе. В результате – больше сотни жертв.
Трагических случаев, подобных тому, что произошел в клубе "Хромая лошадь" в Перми, можно избежать. Но для этого понадобится преодолеть целый пласт опасных заблуждений. Государство не может и не должно водить за руку каждого, начиная от подростка и пенсионера и заканчивая директорами корпораций.
Валентина Желкова,
управляющая девятью товариществами собственников жилья:
В последние несколько десятилетий мы очень сильно изменились. С горечью констатирую, что равнодушие становится нашей национальной чертой. Дело даже не в разгильдяйстве, а именно в равнодушии: чиновников, контролеров, владельцев компаний.
Сейчас можно долго рассуждать о том, кто виноват в произошедшем в "Хромой лошади". На мой взгляд, в проблеме нужно разбираться глубже. Кризис нашего равнодушия достиг невероятных масштабов. В очередной раз после волны сообщений СМИ и кампании по проверке кафе и клубов все мирно сойдет на нет, и уже через месяц про сгоревших в Перми людей все забудут. Кроме родственников и детей, которые остались сиротами.
Кого-то, наверное, накажут, но я уверена: на ситуацию это не повлияет. Простой пример: главные виновники аварии на Саяно-Шушенской ГЭС названы, а что изменилось? Ничего. И ведь это только начало, потому что выводы мы изо всех подобных аварий делаем неправильные.
Наверное, нам нужно встряхнуться и подумать над своей жизнью, над тем, как мы живем. Не важно где: на кухне, на совещании у руководителя или в кабинете чиновника. Подумать о своей добросовестности, об отношении к окружающим людям, к окружающему миру. И вот тогда мы ситуацию сможем переломить.
По поводу проверок. Проверки проводить надо. Воздействовать на русского человека может только страх. Страх быть наказанным – другого пути я не вижу. Жесткие порядки – вот то, что нам нужно. И тогда уборщица будет хорошо мыть пол, дворник мести асфальт, проверяющий укажет на нарушение и откажется от взятки, а руководитель будет предвидеть и не допускать ЧП.
Алексей Капранов,
психолог, специалист кризисного центра для мужчин:
Когда мы считаем, что трагедия нас не коснется, это своего рода самообман. Механизмы явления разные, но я не склонен винить во всем наш менталитет. Для того чтобы вывести такую закономерность, нужно сравнить хотя бы несколько культур. Я не уверен, что больше нет народа, у которого не существовало бы аналога российской пословицы "пока гром не грянет…".
Хотя, конечно, никто не станет отрицать также и вольности мышления русского человека. Если у англичан five o`clock, то у русских "где-то около пяти". Вольность мышления также проявляется и в отношении инструкций. Неисполнение их – наша традиция.
Отдельное слово имеет смысл сказать по поводу ответственности и мотивации. Психологи давно разобрались в сути данной проблемы. Когда человек не видит результатов своей работы, то мотивация и ответственность у него резко снижаются. Проводился эксперимент: рабочим конвейера, допускающим брак на участке, показывали, к каким последствиям приводит их некачественная работа. Мотивация после этого резко возрастала и количество брака на определенное время сходило на нет. Затем все возвращалось на круги своя.
Несмотря на то что аналогия циничная, она прямая. Кто допустил брак в работе в Перми? Следствие ответит на этот вопрос. Повысилась ли мотивация у других ответственных за пожарную безопасность лиц? Безусловно, повысилась. Насколько долго продлится действие мотивирующего фактора? Ответ на этот вопрос, я считаю, мы получим в будущем. Вполне возможно, из средств массовой информации.
И еще один фактор, важный с точки зрения психологии. Инспектору, который проверяет заведения на предмет пожарной безопасности, ну или любому другому контролеру очень трудно найти результат, от которого можно оттолкнуться. Вот здесь и возникает проблема. Ведь успешность его работы именно в отсутствии событий. Поэтому возникают дисфункции, человек не выполняет работу в необходимом объеме. И случается ЧП.
Будут ли приняты эффективные меры по предотвращению чрезвычайных ситуаций?
- Да, будут - 20%
- Сомневаюсь - 36%
- Думаю, ничего не изменится - 36%
- Неизвестно - 8%
Опрос 1 500 россиян проводил Фонд Ирины Архиповой 10–12 декабря 2009 г.
Самое важное - в нашем Telegram-канале