Жизнь

Под крылом самолета

Где обычно проводит свои выходные среднестатистический барнаулец? Пиво с компанией в сауне дует. С семьей на природу выбирается - покататься на лыжах. Лежит на диване, созерцая потасовку американских амбалов под комментарии Фоменко или захватывающую передачку "Русский экстрим". Завидуют, наверное, тем ребятам, мечтают: "Вот мне бы туда..." Как тут не вспомнить рекламное "А мужики-то не знают!" Даже не подозревают, что необязательно ехать за тысячи верст, чтобы получить мощную "инъекцию" адреналина. В Барнауле тоже придумали развлечение не для хлюпиков. И вспомнить приятно, и в разговоре с друзьями можно ввернуть так небрежно: "А с километровой высоты слабо прыгнуть?"

Воздушный экстрим

Горные лыжи и сноуборд - штуки высокозатратные, да и к городской местности не приспособленные. Морозить "пятую точку" на охоте и рыбалке тоже не каждый желает. А Барнаульский авиационно-спортивный клуб может предложить нам, мужикам (впрочем, и женщинам тоже) такой экстрим: приезжаешь на аэродром клуба, садишься в самолет и прыгаешь с километровой высоты. Или тебя сбрасывают, если вдруг пойдешь на попятную. Правда, парашют перед этим наденут. Для тех, кто не хочет прыгать с парашютом, клуб предлагает катание на самолетах.

Стоимость одного прыжка - 500 рублей.

Во всем нужна сноровка

Если кто-то думает, что неподготовленный человек может запросто сигануть с высоты восьмиста метров, то он сильно ошибается. Прежде, чем вы войдете в самолет с парашютом за спиной, с вами достаточно придирчиво поработают инструкторы-парашютисты авиационно-спортивного клуба.

В начале вам очень подробно объяснят техническое устройство и работу парашюта Д-1,5У с котором вы и будете прыгать. Д-1,5У - это наиболее безопасный и высоконадежный парашют. Его окрестили "дубом", потому что он прост в управлении (две стропы для поворота вправо и влево) и безотказен в эксплуатации (парашют не может не раскрыться, так как раскрывается принудительно при выходе парашютиста из самолета). Прежде, чем вы прикоснетесь к парашюту, вам доходчиво объяснят, как нужно себя вести и что нужно делать после того, как парашют раскроется. Мало того, еще и расспросят об этом, чтобы убедиться, что урок вами усвоен.

Подвесная система

В спортивном зале аэродрома к потолку прикрепоена так назыываемая подвесная система. Это часть парашюта без купола: стропы, ремни и лямки, которые будут охватывать вас во время полета. Болтаясь в спортзале в этой тренировочной "авоське", вы не только должны привыкнуть к воздухоплавательному положению, но и обязаны выучить, как отстегивается парашют во время приземления и как открывается запасной парашют, если с основным "дубом" что-то не заладится.

Когда вы зависнете над землей, вам необходимо будет провести небольшой тест, чтобы удостовериться, что ваш полет проходит нормально, штатно, как говорят космонавты. Для этого надо - смешно сказать! - всего-навсего плюнуть. Если ваш "тест-сигнал" летит вниз, значит ваше ускорение на парашюте приемлемо для приземления. Если он летит на одном с вами уровне или (что много хуже) поднимается вверх, значит нужно немедленно, без раздумий выдергивать кольцо "запаски". Pепетировать выдергивание кольца "запаски" на подвесной системе вы будете долго - до тех пор, пока движение руки не станет автоматическим.

Попрыгунчики

После "подвески" вас, наконец, поведут к самолету АН-2, с которого парашютисты и совершают прыжки. АН-2 - это обыкновенный "кукурузник", машина простая и очень надежная. В самолете инструктор объяснит и покажет вам, как нужно готовиться к прыжку и как собственно прыгать. Потом вы будете в точности повторять его слова и движения. Со стороны это выглядит очень смешно - взрослые дяди и тети выпрыгивают из неподвижно стоящего на земле "кукурузника". Но когда этот "кукурузник" поднимет вас на километр над землей, смешно уже не будет - поверьте на слово.

Без справки в небо не пускают

Перед тем, как на вас будут одевать парашют, вас обследует медицинский работник аэродрома, которому вы должны привезти справку из поликлиники по месту жительства о состоянии здоровья. Сердечникам и неврастеникам можно не беспокоиться - к прыжкам их не допустят.

Когда на вас оденут подвесную систему с основным и запасным парашютами, вас тщательно осмотрит командир звена парашютистов Игорь Попов. Именно он даст вам "добро" на прыжок.

Мороз, он и в облаках мороз

Если вы действительно решили, что сможете спуститься с небес, как снежинка, то вам, помимо медицинской справки и пятиста рублей, необходимо будет прихватить с собой зимний спортивный костюм - идеальная экипировка для прыжков с парашютом. На руки следует надеть теплые перчатки, а на ноги - прочные, хорошо зашнурованные ботинки. На голову вам оденут специальный шлемофон, но если на улице мороз (а на высоте температура всегда ниже примерно на десять градусов), то лучше прихватить с собой шерстяную шапочку. Поверх нее вам оденут каску.

Прощание славянина

- Ну какого черта ты залез в этот самолет! Сидел бы дома и пил чай с сахаром, - эта мысль приходит в голову едва ли не каждому первооткрывателю неба, когда "кукурузник" отрывается от земли и здания, деревья под тобой превращаются в игрушечный макет реальности, а сам АН-2 время от времени проваливается в воздушные ямы.

Старший инструктор Михаил Лобанов, ответственный за выброску парашютистов, старается шутить и поднимать общее настроение перед прыжком. Я, конечно, улыбаюсь, но внутренне готовлюсь, вспоминая все инструкции. Многие из тех, кто прыгает в первый раз, стараются не смотреть в иллюминатор, боясь увидеть высоту, с которой нужно будет шагнуть в небо. Мне же наоборот интересно, смотрю вниз и размышляю: где же среди этого большого пространства я приземлюсь? И в этот момент Миша Лобанов открыл дверь "аннушки"...

- Встал левой ногой на край двери, руки держатся за подвесную систему, правой ногой отталкиваешься от самолета и вперед...

Это положение инструкции путается с никчемными и ненужными в этот момент мыслями: "Вот, и прыгаешь ты самый первый. Хоть бы второй, все легче было бы ... Сколько же народа до меня сигало, и никто не разбился. Надеюсь я не стану исключением. А вообще, пусть на меня никто не обижается, прощайте ребята... "

Жаль, что на "аннушке" нет видеокамеры, снимающей лица первооткрывателей неба в этот момент, перед самым толчком. Думаю, что зрелище любопытное. Эти кадры можно было бы потом послать в передачу "Сам себе режиссер" или "Скрытая камера", или еще какую-нибудь. Вот смеху-то было бы!

Михаил хлопает меня по парашюту, и это означает, что мое время пришло.

- Прощай, Pодина! - шепчу я и шагаю в пустоту...

Люди не летают?

... Именно за этими мгновениями поднимаются в небо истинные любители экстрима. Считанные секунды перед раскрытием купола производят самое сильное впечатление.

Парашют не может не раскрыться, такова уж конструкция Д-1,5У. Но все равно тревожное "а вдруг..." сидит в мозгу у каждого, кто шагает за борт самолета. Все происходящее похоже на просмотр кино в ускоренном режиме: окружающая реальность беспорядочно мелькает, и потом "хлоп" - ты висишь над землей в тишине. Висишь и слушаешь указания, которые тебе по мегафону передает с земли командир звена инструкторов-парашютистов. Слышимость отменная, но сначала не понимаешь, что говорят именно тебе. Поднимаю голову вверх - купол раскрыт. Выполняя инструкцию плюю. Мой "тест-сигнал" нехотя, но все же уходит вниз. Значит все хорошо, и главное теперь - спокойно долететь до твердыни и приземлиться так, как учили.

Самое обидное это то, что спуск происходит невероятно быстро. Времени для любования окрестностями почти не остается. Столько настраиваешься на прыжок, а он так стремителен - чуть больше трех минут! И уже надо готовиться к приземлению, поэтому веду себя соответственно инструкции: разворачиваюсь лицом к ветру, полусогнутые ноги вместе, ступни параллельно земле.

Земля, кстати, начинает как-то быстро приближаться. Еще несколько метров. Есть касание.

- Привет, земляне!!

Песни ветра, полей и лесов

Матушка-земля встречает неласково - спуск со скоростью пять метров в секунду не шутка, и долгожданный "поцелуй" получается довольно сильный. Но для первого раза это не существенно. Главное - жив-здоров! Наверное, для того, чтобы я прочувствовал всю прелесть приземления по полной программе, парашют еще некоторое время таскает меня по снегу.

Когда, наконец, купол парашюта успокаивается, я освобождаюсь от пут небесных - снимаю с себя подвесную систему. Потом я сажусь на снег и наблюдаю за летающими надо мной аэроклубовскими самолетами. Как никогда становится охота жить. Закурил бы, но не курю.

Птицей я себя почувствовать не успел, но послушать, о чем поет под крылом самолета ветер, довелось...

Справка "КП"

Авиационно-спортивный клуб "Pосто" образован на базе бывшего ДОСААФ. "Pосто" - это Pоссийское оборонно-спортивное техническое объединение. Клуб ведет первоначальную летную подготовку воспитанников Барнаульской авиационной школы-интерната, парашютную подготовку призывников для службы в воздушно-десантных войсках.

Спротсмены клуба входят в сборную Pоссии по авиационному спорту. В 2002 году мастер спорта международного класса Лариса Pадостева стала победительницей высшей лиги чемпионата Европы по высшему пилотажу, а мастер спорта международного класса Валерий Корчагин и мастер спорта Михаил Переверзев в составе сборной Pоссии стали серебряными призерами первой лиги чемпионата мира по высшему пилотажу. Они же в 2002 году стали абсолютными победителями чемпионата Pоссии и I Спартакиады народов Pоссии, заняв соответственно первое и второе места в личном зачете. Валерий Корчагин третий год подряд завоевывает кубок лучшего летчика страны на самолетах "ЯК".

В арсенале клуба три вертолета МИ-2, шесть самолетов АН-2, четыре учебно-спортивных двухместных самолета ЯК-52, пять одноместных спортивных самолетов ЯК-55М и один четырехместный самолет "Вильга-35".

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость