Жизнь

Поднять паруса! Как хрупкая девушка из Алтайского края покоряет моря и реки

Анжелика Лукьянова – молодой матрос и курсант Сибирского государственного университета водного транспорта. Она родилась в Бийском районе, а к 22 годам обошла весь Енисей и большую часть Оби, пересекла Японское и Южно-Китайское море. Девушка рассказала об отношении моряков к женщинам на корабле, недельном шторме и матросских развлечениях.

Работа на морях и реках
Работа на морях и реках
Из личного архива Анжелики Лукьяновой

Первая в семье

Работать на судах – желание спонтанное. Когда пришло время определяться с профессией, перед Анжеликой встал выбор между пожарной безопасностью и судовождением. Обе сферы привлекали тем, что прежде в семье этим никто не занимался. Но к морю тянуло больше, ведь это что-то неизведанное и интересное. Так девушка и поступила в университет водного транспорта.

Не всем родным понравилась такая профессия, многие были категорически против. Но папа и дедушка сказали, что это хороший выбор.

Прежде Анжелика видела суда и моря только на картинках, поэтому, можно считать, попала в новый мир, который ее затянул. Сначала была мысль, что если специальность не понравится, всегда можно отчислиться, но вот идет уже пятый год учебы.

Ходит девушка на судах разных типов, среди них было и учебное парусное «Надежда», а также теплоход «Профессор Хлюстин». Остальные – буксиры: ОТ–Капитан Манаков и РТ-630. На них транспортируют технику, гальку, щебень, песок, железо и многое другое.

Море для мужчин

Девушек в морских и речных профессиях не много. Например, в университете Анжелики среди курсантов-судоводителей их примерно в 10 раз меньше, чем юношей. Для завершения учебы в вузе студенты обязательно должны иметь общий стаж нахождения на судне не менее года, поэтому с началом навигации курсанты уходят в плаванье.

Найти компанию, готовую принять студента, не трудно, но преимущество на стороне парней, а девушек приглашают только после получения диплома. К тому же иногда Анжелику не воспринимают всерьез из-за роста – всего 154 см. Она говорит:

В этом году меня направили в пароходство, где готовы взять девушек, но за два месяца так и не распределили на судно. Я сама позвонила в эту компанию, и мне ответили, что уже набрали экипаж из парней и в девушках не нуждаются. Пришлось экстренно искать другие варианты.

Работа на морях и реках
Из личного архива Анжелики Лукьяновой

Женщина на корабле

Одна из старых морских примет – «Женщина на корабле – к беде». В нее настолько верили, что в XVI веке в некоторых странах даже существовал закон, запрещающий дамам ступать на судно. Если вдруг на корабле находили девушку, ее незамедлительно сталкивали за борт. Сейчас в открытое море никого не выкидывают, но суеверие все еще живет среди современных моряков.

Один из прошлых капитанов Анжелики настолько не хотел видеть девушек на корабле, что даже не вышел поприветствовать экипаж и ел отдельно от курсантов, чтобы случайно не столкнуться с женщинами.

«Мы тогда просто практикантами были, а на самой работе я с таким не сталкивалась. В этом году у меня был особенно хороший капитан, он многому научил», – говорит курсантка.

Капитан и экипаж, с которыми Анжелика работала в этот раз, оставили самые приятные воспоминания. Хотя она готова была взяться и за тяжелую работу, начальник берег ее как единственную девушку на судне. Например, при одной из поломок в машинном отделении, он запретил Анжелике помогать при починке, чтобы она не марала руки в мазуте.

Эта история произошла на речном судне. Девушкам на них в принципе безопаснее работать. Как рассказывает Анжелика, речники чаще выходят на сушу, потому и к женщинам относятся проще, нежели их морские коллеги, которые по полгода проводят исключительно в мужской компании.

Под флагом

За свою практику Анжелика еще не встречала девушек среди капитанов, потому что в России это не очень распространено. Но под флагом женщины чаще занимают эту высокую должность.

Ходить под флагом – значит работать на другую страну. Такая практика среди моряков распространена, потому что в некоторых государствах платят больше. При этом гражданство такие сотрудники не меняют.

Работа на морях и реках
Из личного архива Анжелики Лукьяновой

Работа моряков и речников

До второго курса студенты университета водного транспорта практикуются, а уже после третьего – уходят буквально в свободное плаванье и могут выбирать работу самостоятельно. При этом все идут на низкие должности, потому что более высокие можно получить лишь после выпуска из вуза.

Кто-то становится вахтенным матросом – тем, кто стоит вахту на мостике и наблюдает за окружающей обстановкой. Еще есть исключительно речная должность – рулевой-моторист. Среди его задач: уборка палубы, управление судном и работа в машинном отделении. Это низшая должностная ступень на реке.

Деревянный штурвал, который вы могли видеть в фильмах, – не пережиток прошлого. Хотя управление судном в наше время – это в основном кнопочки и рычажки, деревянный руль тоже иногда встречается:

«На одном из судов, где я проходила практику, был штурвал. Грубо говоря – деревянный руль. Он стоял не на открытой части палубы, а в самой рубке и им было очень неудобно управлять, потому что он просто огромный», – делится Анжелика.

Шторм и зеленый экипаж

Однажды в Японском море, по пути из Владивостока к острову Цусима, судно Анжелики попало в сильный шторм. Обычно на картах видны опасные зоны и места, где бушует стихия. Их стараются обойти, но такая возможность есть не всегда. Девушка вспоминает:

Это был мой первый рейс. Начался настолько сильный шторм, что от качки вещи летали по каюте. Швабры, веники, стулья – все приходилось привязывать, чтобы хоть как-то удержать. Судно ужасно сильно трясло, оно высоко подлетало, а вода затапливала палубу.

Все это время экипаж не мог нормально спать, к тому же часто были авралы. После сигнала из громкоговорителя, все должны был одеться за считанные секунды и выйти из кают. Аврал – работа, которую необходимо команде сделать незамедлительно. Чаще всего в такие моменты экипаж поворачивал парус.

«Это было очень страшно. Тебя и так сильно бьет волной, ты еще должен эти канаты как-то тянуть», – рассказывает девушка.

Шторм длился не час, не два, а больше недели. Как рассказывает Анжелика, многих укачало и практически все на корабле были зеленого цвета. Правда, бывалые моряки быстро адаптировались.

Работа на морях и реках
Из личного архива Анжелики Лукьяновой

На хрупких плечах

Во время шторма некоторым было так плохо, что они и вовсе не могли работать. Например, на камбузе (кухне) требовалась помощь, а три курсанта, которые должны были это делать, отправились в каюты из-за сильной тошноты.

Тогда начальник практики сказал Анжелике, что теперь ей придется идти на камбуз. Из-за того, что это была первая навигация девушки, ее организм так и не смог адаптироваться к такой экстремальной езде на волнах, но она все же взялась за работу:

«В основном нужно было накладывать еду, разносить по столам и посуду мыть. Людей было много, а работать мало кто мог, хотя и есть тоже мало кто мог…», – вспоминает Анжелика.

Теперь перед началом практики руководитель рассказывает другим курсантам, как хрупкая девушка в одиночку сделала работу, которую не смогли выполнить парни. Он даже признался, что не ожидал этого от Анжелики.

Смерть на корабле

Помимо шторма, страшных ситуаций в практике Анжелики не было, а вот ее товарищи попали в одну. Прямо во время навигации умер старший механик.

Вопреки многим стереотипам, сейчас покойных моряков не скидывают за борт. Это крайняя мера, о которой Анжелика слышала только от преподавателей в университете. Тело плотно обматывали материей, прощались с товарищем и погружали его в море. Судно приспускало флаг, оборачивалось несколько раз вокруг своей оси и шло дальше.

Современные методы значительно проще и гуманнее. На судах есть специальные морозильные камеры, куда кладут покойных и возвращают их домой. Но если есть возможность, тело передают встречному экипажу.

Работа на морях и реках
Из личного архива Анжелики Лукьяновой

Карты и чаечек

На судне моряки и речники могут проводить по полугода, а то и больше. График работы у них сменный. Например, четыре часа работаешь, восемь отдыхаешь, а потом вновь выходишь на службу. При этом работы зачастую так много, что едва удается найти время на собственные дела. Однако, иногда бывают свободные моменты. Но чем можно заняться, когда вокруг лишь вода?

В большинстве фильмов моряки – заядлые картежники, и это не художественный вымысел. Даже в нашем веке чаще всего члены экипажей именно так и развлекаются. На некоторых судах капитаны считают, что младшие по должности не должны побеждать, поэтому приходится поддаваться, рассказала Анжелика.

Еще один корабельный досуг – кино. Многие члены экипажа для этого берут с собой жесткие диски минимум на терабайт:

«Вот как пересмотришь все, что есть, меняешься с другими, и вот у тебя уже новые фильмы. Некоторые с собой PlayStation привозили, мы все играли. Но чаще все же по старинке – карты и чаечек», – вспоминает девушка.

Некоторые могут посвятить время и хобби. Например, Анжелика в часы отдыха делает магниты, на которых рисует персонажей популярных мультфильмов.

Корабельная романтика

Свое последнее плаванье по Енисею девушка провела вместе со своим молодым человеком. Они познакомились в социальных сетях, а через время выяснилось, что они оба – работники флота. Только он трудится там в должности рулевого-моториста, а Анжелика после выпуска из университета получит удостоверение третьего помощника капитана. В этом году пара наконец-то начала навигацию на одном судне.

Когда молодые люди устраивались в новую компанию, в отделе кадров решили, что они в браке. Отсюда пошла путаница, и на судне их поселили в одну каюту, ведь негоже супругам жить в разных частях корабля. Но так Анжелика говорит, что так даже лучше. Благодаря своему парню девушка чувствует себя спокойнее.

Сейчас курсантка не загадывает далеко в будущее. До окончания университета осталось еще около года. Один из вариантов – ходить по рекам. Во-первых, для девушки это безопаснее, чем море, а во-вторых, квалификация ее молодого человека подходит только для речных судов, а вместе работать куда лучше.

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость