О человеке, ставшем легендой, "Маркер-Экспресс" уже писал в июне этого года, когда вышла книга Надежды Митягиной "Два лица есаула". Никто тогда не знал, что в Барнауле живет женщина, в венах которой течет русско-теленгитская кровь атамана. Галина Петровна по понятным причинам скрывала свое происхождение: практически вся ее семья была репрессирована. Но после выхода книги и вести о том, что на Алтае будут снимать фильм о казаке, Галина Березуцкая решила открыть правду.
Жертвы репрессий
– Мой отец, Петр Березуцкий, был рожден в 1912 году в законном браке. Бабушка Александра Флегонтовна Дорошенко была на несколько лет старше деда (точная дата рождения неизвестна), но, несмотря на разницу в возрасте, они очень любили друг друга.
Родным бравого атамана выпала тяжкая доля: после его убийства они пережили допросы, аресты, лишения. За ними постоянно наблюдали. Через несколько лет Семен Березуцкий уговорил вдову стать его женой и сменить фамилию ребенку. Это спасло их на какое-то время.
Наступил 1937 год. Большой террор прокатился по стране. На основании "спущенных на места" цифр "плановых заданий" по выявлению "врагов народа" расстреливали сотни тысяч людей. Не смогла уберечься и семья Березуцких. Им сразу припомнили все давние "прегрешения", и 17 ноября 1937 года Петр Березуцкий был расстрелян по приказу тройки НКВД за контрреволюционную деятельность. Его жена, Анна Сидоровна, на тот момент была беременна сыном Анатолием, а дочери Галине было 6 лет. Им каким-то чудом удалось спастись. Александра и Семен Березуцкие ненадолго пережили Петра: их расстреляли в 1938 году. Партийная верхушка считала, что они знают о местонахождении "золотого эшелона" Колчака: есаул какое-то время был приближенным великого адмирала, и власти не исключали возможность передачи золота Кайгородову.
Реабилитация
– Я никогда не знала своего отца, никогда не знала деда. Эта тема была запретной в нашей семье: настолько мама боялась карающей руки советской власти. Конечно, когда я повзрослела, думала: "Почему отец не возвращается?" Нам ведь не сказали о расстреле: сообщили, что всех отправили в лагеря без права переписки. Мы ждали.
О судьбе родных семья Березуцких узнала лишь в 1953 году, после смерти Сталина. Галине Петровне тогда был 21 год. На память об отце и бабушке у нее остались сухие справки о родстве и реабилитации и бесценные фотографии: Петр любил и умел держать в руках фотокамеру. Учиться ему не позволяли как сыну врага советской власти, но умный парень работал бухгалтером в Майме.
– Моих родных реабилитировали только в 1962 году. Но мы и так знали, что Александр Петрович не был бандитом, каким рисовала его власть. Для нас он прежде всего родной человек, пострадавший за свой народ. Не хотел он для Алтая ничьей власти: ни красных, ни белых. Он надеялся добраться до Бийска и заставить местные власти подписать его программу автономии. И хоть реализовать грандиозные планы деду не удалось, я горжусь тем, что я его внучка.
Наши дни
Возможно, Галина Петровна так и не рассказала бы нам о своем родстве со знаменитым есаулом, если бы ее племянник не узнал о презентации книги Надежды Митягиной. Энергичная женщина (по ней и не скажешь, что ей уже за 80) разыскала книгу и оставила свой номер телефона для автора. Теперь они дружат. Удивительно, но Надежда Митягина в своем романе, описывая возлюбленную есаула, назвала ее именно Александрой, хотя тогда точно не знала о ее существовании. Словно кто-то подсказал.
– Я послала экземпляр книги своим родственникам, правнукам и праправнукам есаула. На меня она произвела неизгладимое впечатление. Я читала ее и плакала, много плакала. Из книги я узнала то, чего просто не могла знать. Впервые я читала о дедушке как о благородном, порядочном человеке.
В Уймоне о бравом атамане уже мало кто помнит. Надежда Митягина собирается поехать туда со своей книгой, чтобы восполнить этот пробел.
Внучка есаула всю жизнь работала учителем русского языка и литературы. Как и деду, ей довелось поездить по стране: Галина Петровна не жила на Алтае 30 лет, но в 2001 году вернулась. Анатолий, брат Галины, умер в 1991 году, поэтому она самый близкий потомок есаула. У нее был один сын, который не оставил наследников. Внучкой женщине стала дочь племянника Людмила. Девушка интересуется судьбой есаула и собирается написать о нем свой рассказ. Галина Петровна ее в этом только поощряет.
– Вот рассказала вам сейчас все, и как будто камень с души упал.
Книгу Надежды Митягиной "Два лица есаула" можно приобрести в магазине "Книжный мир".
Справка
В 1918 году вступил в ряды Русской армии, состоял в личном конвое А. В. Колчака. Вскоре был уволен, но добился разрешения сформировать на Алтае инородческие полки и перевести алтайцев в казачье сословие. После разгрома алтайских войск частями Красной армии в феврале 1920 года и гибели атамана Д. В. Сатунина стал командиром Горно-алтайских войск. Красные предлагали есаулу сдаться, но он ответил отказом и 19 апреля 1920 года перешел монгольскую границу через долину Челушман. У есаула была возможность остаться за границей и вывезти туда семью, но он ею не воспользовался.
25 июня 1921 года Кайгородов собрал так называемый Сводный русско-инородческий партизанский отряд войск Горно-Алтайской области и выступил в поход против Советской России. В сентябре 1921 года его войска начали терпеть поражения и распались, а сам атаман ушел с добровольцами в Горный Алтай и стал вождем Горно-Алтайского восстания 1921-1922 гг.
Отряды ЧОНа получили приказ уничтожить атамана до конца весны. 10 апреля 1922 года Александр Петрович погиб при налете отряда ЧОНа в с. Катанда. По одной из версий, он спрыгнул в погреб и принял яд, после чего командир чоновцев Иван Долгих отрезал ему голову. По другой – его застрелил старшина 2-го эскадрона алтайского ЧОНа П. П. Михайлов. Голову есаула возили по алтайским селам еще три месяца. В декабре 1922 года восстание окончательно погасло.
Самое важное - в нашем Telegram-канале