Жизнь

Про стыд

По служебной надобности пересмотрел последнее время кучу детских мультфильмов, особенно старых, советских.

Тут следует заметить, что сейчас с отечественной мульт-индустрией творится страшное: какой-нибудь Андрей Петров рисует что-то невероятно красивое, но совершенно невнятное, другие безымянные творцы с помощью пластилина, кукол или макромедия флэша разнообразно самовыражаются прямо в наши беззащитные мозги. Поэтому нынешнее мультипликационное творчество создается не для просмотра детьми, а для тщательного изучения взрослыми, возможно, с медицинским образованием.

Иное с мультфильмами советскими. Все они (повторяю, все) выполняли строго воспитательную функцию, то есть доходчиво, в картинках или другими доступными ребенку средствами объясняли, как делать можно, а как нельзя, воспитывали в ребенке нравственные качества, которыми, по мнению неких безымянных функционеров, должен был обладать каждый уважающий себя советский ребенок.

Оглядываясь по сторонам, замечаю, что то ли мультфильмов тогда показывали преступно мало, то ли воспитательный эффект движущихся картинок несколько преувеличен, однако высокоморальностью среди окружающих похвастаться может мало кто. Однако я заметил один аспект, одну моральную характеристику, пусть в атрофированном виде еще сохранившуюся у моего поколения и безвозвратно, кажется, потерянную у поколений более молодых.

Все помнят (а кто не помнит, еще вспомните, когда дети родятся) строчки гениального Корнея Чуковского (никаких кавычек, взаправду гениального) из "Мойдодыра": "Надо, надо умываться по утрам и вечерам, а нечистым трубочистам стыд и срам". Это, в общем-то, сухая выжимка из всего стихотворения, ради этого оно и писалось.

Идея стыда красной нитью проходит через очень многие произведения детской что литературы, что мультипликации, причем именно советской. Если брать шире (тут, если скажу глупость, люди постарше поправят), парадигма общественного порицания за проступки неразрывно следует из идеологии устройства государства как семьи народов. Все эти народные суды, (которых, к счастью, не застал) партсобрания, литразборы, не знаю, школьные линейки с выводом из строя провинившихся (это было) – все это формировало уверенность человека в том, что любой его проступок могут осудить – и обязательно с удовольствием осудят – небезразличные сограждане. Судя по детской литературе (и здравому смыслу), такова была именно продуманная государственная политика воспитания человека, и, конечно, она была в полной мере реализована в мультфильмах.

Мы, 25-летние, еще успели почувствовать на себе ласковое поглаживание твердой руки государственной пропаганды, для более молодых рука уже стала невидимой и свернула недвусмысленный кукиш: разбирайтесь, дескать, со своим воспитанием сами, у нас тут теперь законы рынка. Получилось живое доказательство неправоты тех философов, что считали стыд неотъемлемой, природой заложенной частью человеческого сознания: большинству тут же стало глубоко наплевать на морально-нравственное оправдание своих поступков, не говоря о чужих.

Согласно определению Спинозы, стыд есть "неудовольствие, сопровождаемое идеей какого-либо нашего действия, которое другие, как нам представляется, порицают". Мне это определение не нравится, поэтому оно неправильное.

Если серьезно, меня во всем этом интересует именно личное порицание человеком самого себя за совершенный поступок, который считает неправильным не общество, а он сам вследствие заложенных в него в детстве этических критериев. Еще раз, если окажусь не прав, смело одергивайте меня, но, по моему мнению, отсутствие должной системы воспитания в детстве привело к повальному отсутствию чувства ответственности за свои действия и шире – стыда, среди молодого поколения.

Это не значит, что плохие родители, или плохие дети, или плохие мультфильмы (хотя они-то как раз плохие). Проблема в отсутствии системы, представления на уровне государства, каких именно граждан оно хочет иметь. А раз гора к Магомету не торопится, Магомет выдвигается сам. К сожалению, большинство из нас ни книг хороших детских не напишет, ни песен, ни мультфильмов не снимет, ни даже закон завалящий какой не примет (хотя стремиться надо). Зато можем поделиться наболевшим. Вспомните, за что вам было стыдно или стыдно сейчас. И вам легче станет, и люди посмотрят, увидят – нормально это, стыдиться. По-человечески.

Начну с себя.

Мне стыдно каждый раз, когда не даю попрошайкам мелочи.
Стыдно, как несколько лет назад не уступил в автобусе место маме с ребенком, закрылся книгой, сделал вид, что не заметил, хотя все прекрасно видел.
Стыдно за то, что в детстве однажды убил кирпичом голубя – не знаю, зачем, спросите у детей, зачем они такие.
Стыдно, что редко звоню бабушкам, хотя знаю, как им приятно, и как обижаются, когда долго не звоню.
Стыдно за то, как однажды ехал в автобусе, увидел, как на улице избивают парня – и отвернулся.
Стыдно за то, как поступил с человеком, с которым не заслуживаю дышать одним воздухом. Если можешь, прости.
Все, извините, мне дальше стыдно вспоминать.

Ваша очередь.

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Смотрите также

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость