2,5 миллиарда рублей планируется потратить в ближайшие пять лет в России на программу "Русский язык" (слова Дмитрия Медведева, сказанные в день нового праздника Русского языка, который он оперативно учредил своим указом накануне 6 июня). Потом то же самое про "общенациональную программу создания условий для функционирования русского языка как средства межнационального общения народов Российской Федерации" повторил Владимир Путин 9 июня.
Я, филолог по образованию, отмечала бы этот праздник блестящей демонстрацией владения русским языком во всех его формах: письменной и устной. Медведев ведь сказал: Говорите правильно! А я добавлю: И пишите без ошибок!
500 миллионов рублей ежегодно Россия будет тратить на то, чтобы русский язык изучали и совершенствовали наши соотечественники за рубежом, а также преподаватели русского языка и обычные граждане национальных республик нашей страны. Я поняла, что укреплять знания по русскому языку будут все, кроме носителей языка.
Я как преподаватель русского языка и литературы по специальности и не замечу, на что и сколько тратится денег в рамках программы "Русский язык". Априори правительством решено, что носителям языка совсем не обязательно его совершенствовать. А надо бы... Вот, например, взять хотя бы наружную рекламу и составление вывесок для магазинов и организаций. Нам ведь их пишут не соотечественники из-за рубежа и не учителя русского языка из Тывы, а наши доморощенные специалисты, аборигены с профильным образованием.
И обидно, что пишут с досадными ошибками. Как будто двоечники у нас продвижением занимаются. И как будто Word`а нет.
А решить это досадное недоразумение очень и очень (и очень!) просто. Рекомендовать (или заставить) всем, кто делает вывески и наружную рекламу проходить грамматическую экспертизу в местных вузах на филфаках. Студенты-русисты будут вылавливать ошибки, факультет будет пиариться - типа "Проверено филфаком АлтГУ", а в рекламе и вывесках не будет опечаток и ошибок. И чтобы заказать себе какую-либо продукцию в типографии, надо предъявить документик от филологов, что, мол, ошибок здесь точно нет.
В Латвии есть Центр госязыка, который штрафует фирмы за ошибки в рекламе. Однажды у них было разбирательство о рекламе, содержащей 17 грамматических ошибок. Фирму, заказавшую такую рекламу, оштрафовали.
У нас сейчас это никто не контролирует. Хотя сами чиновники из администраций иногда такого поназаказывают в типографиях… И все всегда срочно, на бегу, задним числом. А потом выходим на День города с плакатами "С днем раждения барнаул". Или еще пример - один из операторов Большой тройки не ставит в своих рекламных баннерах знаки препинания – чтобы, мол, читалось на одном дыхании. Что за правило?
... Медведев, высказываясь по поводу грамотности россиян, заметил: почему ЕГЭ по русскому языку сдаем хорошо, а потом все забываем? Может быть, потому что совершенствуем не у тех?
Самое важное - в нашем Telegram-канале