Жизнь

Прямое мышление

Вечером 11 сентября над Манхэттеном  снова светились огни башен Центра мировой торговли, взорванные 9 лет назад.  Точнее, светились неоновые контуры "близнецов", -   символический памятный знак, за который( точнее, за его дороговизну)  городские власти уже подверглись критике в прессе. Как бы то ни было, картина впечатляющая, не меньше, чем скульптура, сделанная из обломков  металлической арматуры здания- растерзанных земной шар, у вечного огня,  где всегда останавливаются туристы. Исламкая публицистка и  правозащитница Карима Бенноутене в своем блоге назвала  эту светящуюся дань памяти огнями надежды на то, что мир все же справится с тем злом и нетерпимостью, которые последние годы его  захлестнули. Она напомнила о сотнях убитых в "войне с терроризмом" женщин и детей, об узниках Гуантанамо, о  наступлении фундаментализма в исламских странах, о лжи  и жестокости,  сопровождающих новое противоборство. 

И написала о судьбе конкретной женщины-мусульманки, погибшей вместе с другими   служащими своей компании 11 сентября, о том, как непросто ей было даже в толерантном Нью Йорке, живя в согласии с понимающим и современным мужем, совместить   веру предков и  приверженность идеалам прав человека и свободного выбора судьбы. " Она была "другой" как в среде неверующих американцев, так и в среде исламистов", -говорит автор о героине, и напоминает о том, что именно против так их женщин, как и против свободомыслящих мужчин, против артистов и писателей, направлена агрессия фундаменталистов во многих странах.   Весь пафос  статьи, которая так и называется — "Другие другие" -  сводится к тому, что реальная борьба с терроризмом никогда не закончится, если не будет опираться на  поддержку правозащитных  и просветительских организаций  , не будет воспитывать " других" в  исламских странах и исламской среде. Иначе эта борьба будет только порождать  новое насилие, и новый фундаментализм- в том числе христианский и антиисламский. Автор права — в  американском Интернете растут ксенофобские настроения, какой-то умник уже всерьез обсуждает, стоит ли ему собрать тысячу томов  Корана и публично их сжечь...

Чем больше всматриваешься в происходящее , в Америке, тем больше удивляешься глубине сходства, при всей   очевидной разнице между нашими странами,  людьми и обстоятельствами жизни.     И пугающая близость заявлений и угроз радикалов самого разного толка, и  сокращение пространства свободной дискуссии  о той же самой проблеме терроризма, и  та же логика, допускающая нарушение прав человека, если речь заходит ою обеспечении  безопасности.. Взрывы в нижнем Манхэттене отозвались во всем мире ростом насилия и   нетерпимости,   они   уничтожили  не только здания и человеческие жизни, -как будто вместе с ними  разлетелась на куски наивная вера в торжество прогресса и  привычных идеалов, зафиксированных в том числе во Всеобщей Декларации прав человека, которой долго, практически с самого окончания  "холодной войны" жили многие люди во многих странах. Больше не получается. И не случайно, еще задолго до кризиса,  свернулись и продолжают сворачиваться некогда богатые и разнообразные  международные гуманитарные программы - зато растут военные бюджеты.  А логика двойных стандартов и лицемерная демагогия, ей сопутствующая, стали повседневной практикой  практически повсюду, даже в самых свободных СМИ свободных стран...Оправдания несправедливости теми или иными доводами геополитической целесообразности находятся легко, но плата за них слишком высока... Не в этом ли причина многих трагедий? Об этом многие задумываются  сегодня. Почему посещение мечети в некоторых вполне демократических, казалось бы странах, может стать дополнительным фактором риска? Почему, с другой стороны, мировое сообщество  борется за жизнь приговоренной к побиванию камнями иранки, но молчит о десятках подобных случаях в Саудовской Аравии, где права женщин ( и вообще права человека) нарушаются не меньше?

Почему — уже у нас на родине, - в одних регионах тех же самых верующих мусульман публично называют вахаббитами и задерживают на улице ввиду неславянского разреза глаз, а в других руководителям сходит с рук попрание конституционных основ вроде назначения официальной платы, скажем , за кражу невесты или убийство кровного врага? И почему общество не реагирует на все это?  Почему нигде по ЦТ не показали совершенно возмутительные кадры,  гуляющие по Интернуету — расстрел из пейнтбольных ружей девушек без головного платка на улицах столицы   региона РФ ? Почему  наш родной парламент не поинтересовался, правда ли эту расправу , как  свидетельствует Интернет, поддержал глава региона? ..  

Не хочется думать о том, что  нелюди, взорвавшие башни в Нью Йорке- как те же нелюди,  организовавшие взрывы в Каспийске, Москве, Махачкале и других наших города- победили. Их торжество, как и наша общая растерянность, временные, конечно же.   Как и та вражда, которой пронизаны мировые  информационные сети, политические декларации, наши СМИ, наша повседневность. Язык вражды пока что  звучит громче языка мира  и сотрудничества. Но и это преодолимо, и не случайно  это становится темой многих обсуждений, и люди, принадлежащие к разным культурам,  всем без исключения конфессиям, верующие и неверующие убеждены, что злоба и вражда отступят — и  тем скорее, чем быстрее удастся победить голод и нищету, неграмотность и  бесправие, эпидемии и разрушение  экологической системы —  об этом десять лет назад говорили политики всех  почти стран мира, подписавшие Декларацию Целей развития тысячелетия. Обсуждать итоги двух прошедших пятилеток будут  совсем скоро здесь же, в Нью Йорке, на Саммите ООН...

И все-таки, как нам преодолеть все это уже сейчас, в нашей несовершенной   действительности?

Наверное,  Карима права — нужно больше прислушиваться к голосу " других" современников. Тех, кто не согласен шагать в ногу с толпой и военными парадами, кто верит в  торжество справедливости и равенства возможностей для всех.  Таким людям трудно везде. Они не вписываются в жесткий формат,  как не вписывается в него  реальная жизнь и реальные человеческие чувства.  Их  трагически мало,  не согласных быть  расходным материалом  или послушной питательной средой для того, что теоретик искусства и социолог Моника Виттирг назвала " прямым мышлением" - иерархией стереотипов и  идеологем, инструментом для манипулирования и тотального контроля.. .

Сумеем ли мы поддержать тех, кто помогает нам преодолеть этот тоталитарный образ мысли и существования? Создать  коллективную альтернативу " прямому мышлению" на практике? Американская правозащитница  изложила свою версию,довольно внятную, хотя и представляющуюся на сегодняшний день довольно утопической. В самом деле, трудно предположить, что  миллиарды, затраченные на  военные  кампании ( и приносящие колоссальную прибыль сами по себе) будут легко переориентированы на гуманитарные нужны и поддержку  образования в  том же Афганистане. Но идея сама по себе верная.  Не сомневаюсь,  наши соотечественникам также есть что предложить на этот счет...

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Смотрите также

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость