Жизнь

Раз в десять лет

Максим Герасимюк
Максим Герасимюк
Олег Богданов

Прошедший день выборов — один из самых популистских и непорядочных в современной истории края — совпал с юбилеем нашего издания. Первая десятилетка пролетела стремительно, каждый год бежал с каким-то невероятным ускорением. Как будто вы взяли с полки десять замечательных фильмов и решили их посмотреть за один день.

При нынешнем темпе жизни не успеваешь остановиться, чтобы отделить черное от белого, хорошее от плохого. Объемы производства и потребления информации растут. Газеты уже не разлетаются, как горячие пирожки. В огромном информационном пространстве они все больше похожи на гамбургеры. Вроде бы что-то перекусил, но чувство голода осталось.

В декабре 2001-го, создавая газету, мы даже предположить не могли, что наша жизнь перевернется с ног на голову. Мы не думали, что великие изобретатели современности постепенно впихнут в обычный сотовый телефон мобильный банк, фотоаппарат, домашнюю библиотеку, радио и магнитофон. Что вход в Интернет для любого из нас будет сродни завтраку, обеду и ужину, а отмечать праздники с друзьями можно будет через Скайп.

Мы не знали, что управлять крупной корпорацией, подписывать документы, проводить планерки можно вне офиса, разъезжая по миру. Что учить языки можно будет с помощью электронного репетитора. А смотреть футбольный матч — без телевизора и вне стадиона. Мы не подозревали, что у нас появятся новые то ли слова, то ли аббревиатуры — GPRS, 3G, 3D, 4G, 5D — и так до бесконечности.

Но странным образом расширение внутренней информационной свободы каждого из нас обернулось, с другой стороны, сужением свободы внешней, повседневной. Как только ты выходишь за дверь собственного дома, как только отключаешь компьютер и сотовый телефон, твоя свобода словно сужается. Политические разговоры в курилках и на кухнях никого не волнуют, они давно и анонимно переместились в Сеть. О свободе митингов и собраний все больше рассуждают тоже в Интернете, на площади же выходят лишь единицы.

Демократические выборы, за которые боролись в начале 1990-х, тоже перестали быть таковыми, кто бы там чего ни говорил нам с экрана. Потому что во всех бюллетенях осталась лишь графа "за", а графу "против" — убрали. Свобода ведения бизнеса заканчивается первой встречей с контролирующими структурами. Свобода перемещения упирается в паспортный стол. Свобода национального, скажем так, самовыражения — в экстремизм.

Наше внутреннее "я" переместилось туда, где ему сейчас наиболее комфортно и безопасно. В условиях глобализации именно неконтролируемый Интернет, доступ к которому теперь можно получить через обычный сотовый телефон, стал в России главной (к тому же дешевеющей с каждым годом) свободой. Свободой, к которой мы так стремились.

А что же газеты, эти пресловутые атрибуты "гражданского общества"? Не секрет, что им предрекают скорую смерть. Пять – семь лет борьбы — не дольше. От этой мысли становится не по себе: ведь получается, что большая часть короткой жизни вроде бы уже пройдена. И когда-нибудь наступит день, когда кто-то похлопает газете по плечу и участливо скажет: "Ну, ничего-ничего. Пейджеры тоже думали, что они будут вечными".

Жаль, конечно, если все будет именно так. Но мне почему-то кажется, что одной пятилеткой дело не обойдется. В глобальном информационном пространстве уже сегодня зарождаются интересные сами по себе процессы сегментации. И через несколько лет останется тот, кто сохранит свою уникальность, актуальность и преданность аудитории.

Вместе с нашими читателями мы делаем газету уже 10 лет. За эти годы вы рассказали нам сотни интереснейших новостей и поучительных историй. Вы были героями наших материалов, а герои не могут быть скучными. Спасибо каждому из вас — за уникальность. Наша жизнь продолжается.  

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Смотрите также

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость