Жизнь

«Счастье – это не когда получилось». Никита Михалков – о «шаманстве», фуфле и настоящем на сцене и экране

Студия Никиты Михалкова «12» с одноименным спектаклем запустила «Шукшинские дни на Алтае». Перед показом в театре драмы зрители будто затаили дыхание – привычное жужжание зала было необычно тихим, а во время самого действия актеров прерывали только тактичные аплодисменты. По меркам режиссера – это успех. Никита Михалков рассказал о том, что делает происходящее на сцене настоящим и почему зрители должны радоваться тому, что их заставляют работать.

Никита Михалков.
Никита Михалков.
Дарья Беркетова

18 июля в Барнауле в 101-й раз показали «12» — драму, который Никита Михалков ставил трижды. Сначала по пьесе «12 разгневанных мужчин» американского драматурга Реджинальда Роуза на третьем курсе «Щуки». В 2007-м снял картину, переработав историю в киносценарий. В 2020-м он стал основой инсценировки уже для театральной версии.

Сюжет умещается в паре предложений: двенадцать присяжным в спешке собираются решить судьбу чеченского юноши, которого обвиняют в убийстве приемного отца – русского офицера. Единогласного «виновен» не получается – лишь один человек смог отрезвить равнодушных и развернуть мысленное расследование.

Для тех, кто не понял «12»

– Разговор идет о том, насколько сегодняшний человек имеет желание и возможность потратить свои силы, время, средства на другого человека. Темы, которые мы затрагиваем, в общем, вечны.

Органичная возможность спектакля – как в «Лего» в нем могут возникать и складываться новые темы. Но мы не собирались делать его актуальной стенгазетой. Основные вопросы остаются теми же.

Поэтому и слоган спектакля – «Про всех и для каждого». И человек сидящий в партере, или на галерке, или в директорской ложе – каждый может получить в этом спектакле что-то свое. Может быть, именно поэтому он в определенном смысле универсален с точки зрения наших зрителей.

Есть спектакли, судьба которых решается определенными усилиями – через СМИ. О нашем очень немного писали. Он существовал и развивался сам по себе. Я понимаю причину и абсолютно на это не сетую, потому что настоящее как бы его ни называли фуфлом, все равно будет настоящим. Я убежден, что время - сестра правды.

Никита Михалков.
Дарья Беркетова

О кинотехнологиях и близости со зрителем

– Моя работа в кино всегда была связана с методом работы в театре и наоборот. Поэтому мы используем все возможные визуальные эффекты. То же касается и звука.

Я знаю точку зрения коллег, ее же придерживается и мой брат, - категорически против микрофонов. Они за живую речь актерскую на сцене.

Понимаю это желание, но в то же время я убежден: нужно использовать возможность максимально приблизить зрителя к происходящему. Без театрального отделения, когда актер подает текст так, чтобы было слышно на галерке. Из-за этого очень многие чувства на сцене вынуждены быть чуть-чуть показными, с неким напором, нажимом.

В этом случае (с микрофоном. – Прим. Ред) мы имеем возможность даже шепот услышать, что, на мой взгляд, только сближает сцену с залом.

Мне после спектакля не в первый раз сказали, что есть ощущение, будто зал подглядывает за происходящим на сцене. Не мы показываем, а они заглядывают. Для меня лично это самое ценное.

Потому что одно дело, когда зритель сел и его внутреннее ощущение: «Ну давайте, я заплатил. Покажите-ка, что вы можете». Другое – когда он работает. Ему нужно работать. И он за эту работу благодарен.

Мне кажется, настоящий зритель должен быть больше благодарен за ту работу, которую его заставили делать, нежели за то удовольствие, которое он получил.

Никита Михалков.
Дарья Беркетова

О главном признаке настоящего спектакля

— Очень важная вещь, когда люди в зале соединяются друг с другом в одном эмоциональном порыве. И люди на сцене, которые соединяются вместе в этом же порыве. Идет взаимный обмен энергией.

А лакмусовой бумажкой для понимания, что эта энергия существует, это тишина. Это самое дорогое.

Конечно, есть веселые спектакли, где зрители в зале ведут себя громко, но в нашем случае признак успеха — это когда номерок из гардероба упадет, а никто этого не слышит, потому что все там, на сцене.

Настоящий спектакль для меня — когда реальное время на сцене совпадает с реальным временем в зрительном зале. Чем больше такого совпадения, тем лучше.

Что может удерживать три с половиной часа? Только то, что я не могу оторваться, потому что мне важно понять, чем это кончится. И для нас это самый большой подарок.

Никита Михалков.
Дарья Беркетова

О присяжном Котове

— Конечно, я рассматриваю спектакль как продолжение истории, которую рассказал в фильмах. В тех же «Утомленных солнцем». Продолжу ли тему… Если хочешь насмешить бога, расскажи о своих планах.

Основа жизни — желание что-то делать. Юрий Лошиц в книге про Гончарова замечательно пишет: «Счастье — это не когда получилось, не когда получится, а когда получается». Вот это самая большая радость в работе.

О «крупном плане» на подмостках

— Наш метод — конечно, Станиславский, но в основном это Михаил Чехов. Он огромное внимание уделял энергии, концентрации и психологическому жесту.

Все думают, что психологический жест — это жест. В каких-то случаях — да. Но жест психологический может быть абсолютно лишен всякого физического действия. Это может быть только взгляд. В кино — это крупный план, деталь.

В театре — это невидимое переключение энергетического внимания на того, чей крупный план определенно должен быть. То есть волна, которой режиссер управляет во время репетиции.

У нас на сцене нет ни секунды, когда кто-нибудь из 12 будет выключен. Они все на «220». Это не значит, что они должны что-то играть. Но они должны сосуществовать.

У меня даже в кино, если во время дубля человек посмотрел на часы, у меня больше не будет работать. Даже если его не видно в кадре.

Никита Михалков.
Дарья Беркетова

Потому что в отличие от театра, у актера в кино нет зрителей. У него есть группа. Если кто-то из группы отвлек свое внимание на секунду, его обделяют энергией. Можно считать шаманством, но это так. Очень серьезная штука. Это принципиально важно.

Также Никита Михалков рассказал, тяжело ли ему говорить правду.

Подпишитесь на Алтапресс в Телеграме и в Max

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость