51 час 50 минут — с 09:15 мск 1 сентября до 13:05 3 сентября — ровно столько часов и минут провели в захваченном террористами спортзале заложники. Их было 1116 человек.
Среди заложников был семилетний Георгий Ильин. Он выжил и стал медиком.
Шарики
"1 сентября 2004 года мы стояли на школьной линейке, и вдруг кругом начали лопаться шарики. Много и очень громко. Но на самом деле это были не шарики, как мне казалось, а выстрелы. Со мной была двоюродная сестра, 23 года, и двое ее детей — трех и шести лет. Все они погибли, остались там", — вспоминает Георгий.
Всех загнали в спортзал. Давка, страшная духота. Так, что невозможно дышать.
"Прямо передо мной лежал труп мужчины. Меня и других детей посадили прямо рядом с ним", рассказал "РГ" Георгий.
Майки и моча
Он вспоминает, что в раздевалках спортзала работали краны. И в первый день захвата боевики еще позволяли пить воду. А потом как отрезало. Некоторым удавалось все-таки намочить майки, которые они передавали заложникам. Те выжимали оттуда капли живительной влаги.
Но и "век маек" оказался недолог. Заложники стали пить свою мочу.
"Каша" из людей
На второй день боевики развесили бомбы на стенах спортзала. Потом все как в тумане и — мощный взрыв.
"Меня что-то словно толкнуло в спину и отбросило в сторону, я на несколько секунд потерял сознание. Потом очнулся... Вскочил. Вижу — в спортзале каша из людей — кто убит, кто ранен... все кричат... Я — в окно, и бегу куда глаза глядят... Многого не понимал тогда — ребенок еще, семь лет", — вспоминает, как спасался. Георгий.
Он не помнит, как его подхватили на руки и вынесли из-под обстрела и передали врачам. Георгий, как он говорит, сразу заснул, потому что не спал трое суток. Но он просто потерял сознание от стресса, обезвоживания и потери крови. Ведь осколками мальчику буквально разорвало ногу.
Операция шла долго. Потом несколько месяцев реабилитации. Мальчик заново учился ходить.
Красная зона и коронавирус
После окончания школы Георгий поступил в Северо-Осетинскую государственную медицинскую академию (СОГМА), на лечебный факультет.
Студента приняли на работу медбратом в Республиканскую клиническую больницу (РКБ) Северной Осетии. Во время начала пандемии медперсонал начали опрашивать, готовы ли они работать в “красной зоне”.
Георгий был среди тех, кто первыми написали согласие на работу в карантине.
"В принципе все, кто согласился работать в карантине, тогда понимали, что при постоянном общении с больными коронавирус найдет способ прокрасться в организм. Никакие респираторы и противочумные халаты не защитят тебя на 100%. Так и вышло – мало кто из врачей не заболел. Зато скольких мы спасли", — рассказывает парень.
В июле Георгий находился на больничном — у него подскочила температура, а компьютерная томография показала поражение легких...
Бронзовый Георгий
"Судьба благосклонна к Георгию. Он остался в живых, и его фотография стала одним из символов жертв, пострадавших в этом жутком теракте", — говорят его родители.
Кто-то после того, как Георгия вынесли из-под обстрела, сфотографировал испуганного кричащего ребенка. Фото опубликовали информагентства России и мира.
Спустя два года в Сан-Марино был установлен бронзовый памятник жертвам теракта в школе №1 в Беслане скульптора Венди Рензо Жарно — испуганный ребенок, который застыл в беззвучном крике.
Памятник сделан по мотивам той самой фотографии семилетнего Георгия, снятого сразу после освобождения школы. Скульптура стала памятником всем жертвам терактов в мире.
Памятник детям Беслана в #СанМарино
— Памятники (@pamrus2017) September 2, 2019
1 сентября 2004 г. террористы захватили здание школы №1 #Беслан (#СевернаяОсетия) и удерживали в заминированном здании 1128 заложников. В результате теракта погибли 314 чел. из числа заложников, из них 186 детей pic.twitter.com/dJapjeGxIp
Развалины
Развалины первой бесланской школы — место одной из самых страшных трагедий в новейшей истории России — многие годы были законсервированы.
Однако спустя 10 лет над руинами разрушенного спортзала возвели мемориальный комплекс — колонны, которые поддерживают стеклянный купол над залом, по входу в который струится вода, в которой террористы три дня отказывали детям.
3 сентября 2004 года погибли 334 человека, 186 из которых — дети. 10 спецназовцев погибли при штурме здания школы, двое сотрудников МЧС расстреляны при попытке эвакуации убитых в первый день заложников-мужчин.
810 человек получили ранения из числа заложников, сотрудников спецназа ФСБ, МЧС, МВД и военнослужащих внутренних войск.
Кладбище, где похоронили жертв трагедии, назвали «Городом ангелов». Рядом разбили Парк ангелов…
Светлая память.
Самое важное - в нашем Telegram-канале