Геннадий Гудков, полковник запаса ФСБ, депутат Госдумы III—VI созывов: "Все реформы правоохранительной системы за последние 10 лет — это результат борьбы за власть и деньги. Никаких других целей у этих преобразований нет". Реформирование милиции в полицию в 2010 году ничего не дало России ни в плане эффективности правоохранительной системы, ни для борьбы с преступностью, ни в обеспечении безопасности граждан — но зато привело к непомерному раздуванию бюджета и полномочий, уверен эксперт.
"ФСБ у нас опять превратилась в монстра, который имеет чрезвычайный мандат и, по сути, является структурой, которой подчинены все правоохранительные органы: и МВД, и ФСИН, буквально все. В какой-то степени чуть менее зависимыми от ФСБ — и то условно — являются Росгвардия и ФСО, которая традиционно играет роль "младшего брата", — говорит полковник запаса. — А остальные органы под козырек стоят, поэтому я даже не могу понять, какие еще полномочия нужны ФСБ — они уже избыточные и никем не контролируются. Что касается Следственнного комитета, то он тоже появился в результате межклановых коллизий, аппаратного давления. Что касается разговоров об упразднении СК, то от этого прокуратура как институт никак не выиграет, а вот "прокуратура" как люди, которые хотят, допустим, "сковырнуть" Бастрыкина, чтобы стать более весомыми и влиятельными, — возможно. Поэтому никакой реформы, направленной на благо народа, на обеспечение защиты от терроризма, от уличной или организованной преступности, не будет".
Алексей Кондауров,
генерал-майор КГБ в отставке, депутат Госдумы IV созыва:
— Я не исключаю, что ФСБ действительно хочет расширить свои полномочия по возбуждению уголовных дел в отношении спецсубъектов, особенно после случая с Шакро Молодым. Ясно, что расширение своих полномочий в этой части лоббирует руководство ФСБ: громкие расследования прибавляют политического веса и авторитета организации. Это очевидно и в случае с Шакро Молодым, когда идет борьба с главным "вором в законе", и в других широко освещаемых уголовных делах — например, в отношении Алексея Улюкаева или Никиты Белых. Основная масса населения воспринимает такие расследования как эффективную борьбу с коррупцией. Я не исключаю, что и Владимир Путин не против того, чтобы изменить подследственность.
Что же касается идеи об упразднении Следственного комитета, то пока трудно сказать, состоится ли такая реформа. Если она все же произойдет, то не все следствие перейдет к ФСБ, а частично вернется опять в прокуратуру. Особенного смысла в этом, честно говоря, нет, поэтому я не уверен, что такое решение будет принято.
Валерий Соловей, доктор исторических наук, политический аналитик: "Оснований для реформы две. Первая заключается в том, что статус Следственного комитета так и не "устаканился". Из него не получился российский аналог ФБР, как изначально предполагалось. Плюс существуют постоянные конфликты между СК и прокуратурой. Их компетенция не была разделена, что и создавало почву для конфликтов.
Вторая причина возможных реформ заключается в том, что сейчас наблюдается острая нехватка средств в бюджете. И в этом смысле расформирование Следкома и передача его функций отчасти в органы МВД, отчасти в прокуратуру, отчасти в ФСБ выглядит естественным решением".
По мнению Кирилла Кабанова, председателя постоянной комиссии СПЧ по гражданскому участию в противодействии коррупции и контролю за правоохранительными органами, до выборов правоохранительная реформа вряд ли произойдет — потому что это всегда шок для системы.
Самое важное - в нашем Telegram-канале