Жизнь

Табор не уходит в небо

Впервые они появились в нашем городе лет шесть назад. Женщины в пестрых грязных халатах и платках, скрученых на голове в тюрбаны, сидели прямо на асфальте. Маленькие черные ребятишки, босиком и полуодетые, бегали за прохожими, хватали их грязными лапками, заглядывали в глаза, протягивали ладошки за денежками. Немногие из них, говорившие по-русски, представлялись таджиками, бегущими от войны. Добрые барнаульские женщины хватались за сердце: бедные, бедные люди... Отдавали им еду, одежду, деньги.

Со временем отношение к южным попрошайкам изменилось. Мы узнали, что никакие они не беженцы, а люли - среднеазиатские цыгане, которые сделали попрошайничество своей профессией. В Таджикистане, откуда они приезжают, люли презирают, считают их врунами, мошенниками, воришками...

Обычно люли появляются в Барнауле в марте-апреле. Но в этом году первый десант попрошаек высадился в конце января.

"Ветер с моря дул"

Люли приезжают к нам в южных поездах, по рубцовской ветке. На лето в Барнауле оседают два-три табора. Членов табора объединяют родственные связи - в сущности, это большая семья, род. В одном таборе - 50-60 человек. Как в любом цыганском сообществе, у люли есть барон, который осуществляет, так сказать, общее руководство.

- Все как у наших, европейских цыган, только попроще, - говорит Владимир Пятаков, начальник отдела охраны общественной безопасности линейного УВД Барнаула. - Люли, конечно, рангом пониже. Азиаты...

Судя по всему, люли четко поделили территорию России на зоны влияния. ("Проводят между собой мероприятия по взаимодействию", говоря милицейским языком). Те таборы, которым достался Барнаул, прочно обустраиваются здесь до холодов. Остальные, которые кочуют через наш город в Красноярск, Новосибирск, Кузбасс, Иркутск, останавливаются у нас с их разрешения - подкормиться день-другой.

Если цыган-транзитников не слишком много, милиция помещает их в старом здании вокзала - там много пустых помещений. За попрошайками присматривают, а потом провожают их дальше, следующим поездом.

А таборы, которые остаются у нас до осени, обычно разбивают палатки недалеко от вокзала. Интересно, что у них не бывает никакой межтаборной вражды - прошлым летом три табора, которые стояли рядом, даже устроили общую спортплощадку.

Люли выходят на работу в восемь утра. На промысел отправляются только женщины и дети. Мужчины остаются у палаток и со вкусом бездельничают. У люли не принято, чтобы мужчина занимался каким-нибудь делом. Это считается позорным. Нормальный азиатский цыган женится на девочке лет 12-15 и сразу отправляет ее побираться, тем самым обеспечив себя до старости. Кстати, иногда на красавицах-люли женились добропорядочные таджики, богатые. И в доме все есть, и в гараже несколько машин, а все равно. Муж за порог - жена хватает мешок, ребенка, одевается погрязнее - и попрошайничать. Видимо, это у них в крови.

Обычно женщины сидят на улице, сложив ноги по-турецки, и безучастно смотрят, как их дети гоняются за прохожими. Или "обрабатывают" трамваи: "единицу" и "четверку".

В прошлую субботу, в лютый мороз, мы увидели, как цыганка, отрывисто скомандовав, распределила детишек по вагонам. Два малыша вошли в первый вагон, еще один, помельче, вместе с ней во второй. Люлька села на пол в углу и откусила от булки. Мальчик громко запел "Ветер с моря дул" и побежал по вагону с протянутой рукой.

- Часто они у вас ездят? - спросили мы у молодой и хмурой кондукторши.

- Да зае...ли уже, - охотно ответила она. - Я по "единице" с первого числа работаю - так раз десятый заходят. Обилечиваю, а пацан сзади идет, поет. Музыкальное сопровождение...

Цыганка не понимает русского языка или притворяется. На все мои вопросы бормочет:

- Да садака бер ...

Это значит - дай милостыню.

На "Молодежной" шумное семейство пересаживается в трамвай, идущий в обратную сторону, - далеко от вокзала они не уезжают, курсируют между "Молодежной" и "Новым рынком". У вокзала больше добрых деревенских людей, у которых вид нищих еще вызывает оторопь. Они лучше подают...

За цыганской звездой кочевой...

В советское время проблема кочевников разрешалась просто. Таджикских цыган у нас не было, а своих, "европейских", милиция сажала в вагоны и сопровождала до Артышты. Цыгане уходили дальше на восток, за пределы края.

А таджикские цыгане кочевали раньше исключительно по Средней Азии. Там тепло, неприятностей меньше... Считается, что податься в Россию люлей заставила объединенная таджикская оппозиция, объявившая борьбу за чистоту ислама, который запрещает попрошайничество. На Алтае люли обосновываются только в Барнауле. Небольшие населенные пункты их не интересуют, побираться в маленьких поселках очень сложно.

На первый взгляд кажется, что это люди, которые дошли до крайней степени нищеты. На самом деле это не так.

- Обратите внимание, - говорит Владимир Пятаков, - их дети прогуливаются только со "Сникерсами", корочку хлеба они никогда не просят. Я сам попадал в нелепую ситуацию... Однажды жена собрала для цыганки вещи сына - бэушные и новый спортивный комбинезон. Через час после визита "беженцев" я пошел выносить мусор. Подхожу к мусоропроводу: а там все наши вещи лежат, кроме этого комбинезона. Люли берут только то, что можно перепродать. Для себя им ничего не нужно. Не верите? Предложите им простую булочку. Облаят, отматерят...

Как бы то ни было, они прекрасно зарабатывают. Побольше, чем некоторые горожане.

Несколько лет назад в один из барнаульских магазинов по продаже аудио- и видеотехники зашло семейство таджикских цыган. Глава семейства торжественно нес коробку из-под телевизора. Подойдя к витрине, цыгане открыли коробку и изумленный продавец увидел, что она доверху полна мелких денег! Бумажные десятки, железная мелочь от копеек до рублей - денег оказалось столько, что люли-попрошайки купили телевизор и пару видеомагнитофонов.

На прошлых выходных, когда температура на улице была около минус 20, на барнаульских рынках не было ни одного люли. Наши местные нищие тем не менее несли вахту на своих обычных местах. На Крытом рынке мы поинтересовались у одной из старушек-попрошаек, не видела ли она сегодня люли.

- Здесь-то они, здесь, в городе, - ответила она. - Холод сегодня, зачем им рынок? У них денег больше, чем у вас, вот они и не ходят по морозу. Это только кажется, что они все такие бедные...

Кстати, ни в каких правонарушениях в Барнауле люли не замечены. Они слишком видны в толпе, поэтому не занимаются карманными кражами.

- Но то, что плохо лежит, конечно, стянут, - говорит Пятаков. - У них в этом отношении никаких комплексов нет, воровство никогда не считалось грехом.

Некоторые люли пытались навсегда остаться в Барнауле. Но наши цыгане их недолюбливают, презирают. А оставаться на зиму в чужом городе без поддержки - резона нет. Поэтому осенью люли по-быстрому откочевывают обратно. Бегут от холодов...

Интересно, что в последние годы все люли обзавелись паспортами, все они где-то зарегистрированы. И все же в этом году у них появятся сложности из-за ужесточения миграционного контроля. Но люли таможней не испугать - они туда даже не заглядывают. Высаживаются из поезда в Локте, за два дня обходят Рубцовск (там сейчас таможенный пункт) и садятся на поезд уже в Поспелихе - и вот они уже в нашем городе...

Люли - нелегальные мигранты

Таджикские цыгане на территории России находятся незаконно - именно так нам ответили в управлении по делам миграции ГУВД Алтайского края. Границы открыты, и они свободно перемещаются из страны в страну, из одной российской области в другую. К тому же между Россией и Таджикистаном действует безвизовый режим, и это только облегчает жизнь разного рода кочевникам.

По закону, приехав в любой российский город, граждане других государств должны в трехдневный срок пройти регистрацию в паспортном столе. Если они этого не сделали, то считаются нелегальными мигрантами, которых за нарушение российского законодательства нужно штрафовать.

Естественно, регистрацию цыгане не проходят и уж тем более не платят никаких штрафов. Если к ним обращаются сотрудники милиции или миграционной службы, они чаще всего делают вид, что по-русски не понимают. Таджикские цыгане ни разу не приходили в управление по делам миграции, чтобы получить статус беженца или с просьбой помочь им устроиться на работу. Ясно, что в наших краях они ничего, кроме попрошайничества, делать не собираются.

Вообще все нелегальные мигранты подлежат депортации за пределы страны. Однако выдворить таджикских цыган с российской земли или хотя бы с территории Алтая не так и просто. Через неделю люли вполне могут вернуться обратно.

Приезжающие в Барнаул таджикские цыгане остаются без внимания со стороны центра госсанэпиднадзора. Понятное дело, никаким медосмотрам они не подвергаются, и если чем-то заразным и болеют, то этого никто не знает. Хотя болезни для этих людей - скорее исключение, чем правило. Закаленные тяжелым попрошайническим "трудом", они с детства привыкли ходить босиком, сидеть на холодной земле, обходиться без теплой одежды.

Обычно таджикские цыгане приезжают в Сибирь в мае-июне, когда в наших краях устанавливается теплая погода. Пока неясно, что заставило их в этом году приехать в Барнаул так рано. Скорее всего, зимовка у них не задалась, и поэтому они оказались на Алтае на два месяца раньше.

Тася ОРЕХОВА, Алина СОЛОМИНА.

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость