Жизнь

Улица 8 Марта

С детства помню: в первые дни весны женщины были  особенно заняты. Записывались в парикмахерские, выстаивали  огромные очереди за дефицитными продуктами, торопились отдраить квартиру и навестить всех родственниц и бывших сослуживиц,  накрыть стол на работе и приготовиться к домашнему торжеству, чтобы   принять заслуженные и искренние поздравления с Днем 8  Марта… Это не было унылой изнурительной суетой,  отбыванием обязанности, формальностью, совсем нет, и   ожидание весны и праздника, какой-то новой жизни сквозило в сосредоточенных движениях,   улыбках, в том, как примерялись новые платья к Женскому дню. Как будто наши мамы и бабушки стремились устроить праздник прежде всего самим себе, не для того, чтобы получить дежурные мимозы от начальника или новый утюг от домашних совсем – но  чтобы напомнить о том, что бывает и иная жизнь, и возможно чудо. Свет этого ожидания  веры в счастье  проливался на всех вокруг, и оттого праздник сам отчаянно выбивался из разряда обязательных красных дат,  и радовал своей непохожестью, и заражал этой весенней жаждой обновления. Не потому ли его упорно называли -  презрев  историческую правду – Днем весны и любви? Не надо за это сердиться на соотечественников, упорствующих в своем невежестве,- в нем был знак непокорности штампу, стремление освободиться из шор и оков, противопоставить командно-административному устройству жизни не знающее  поражение оружие – живые чувства, радость бытия, свободу, наконец.

Строго говоря, все  споры и битвы по поводу  "женского вопроса"  последние двести   лет, на самом деле,   стремились обозначить и утвердить именно свободу, эту трудноуловимую субстанцию, ее горизонты для личности и общества,  прежде всего. Возможна ли свобода  действительно для всех?    Олимпия де Гуж,  составившая знаменитый "Манифест француженки и гражданки" в пику  авторам только что отгремевшей   Великой французской революции,  возмутилась  тем, что декларации свободы, равенства и братства  касались только мужчин.  Вскоре она  окончила свой  жизненный путь на эшафоте – за  проявление излишней гуманности к семье сверженного монарха, она была против казни Людовика и Марии- Антуанетты. Великий  британский мыслитель Джон Стюарт Милль призывал наделить  женщин равными правами с мужчинами, полагая, что совершенное общество не построить там,  где царит  дискриминация. Российская интеллигенция, рожденная реформами  1860-х  годов, подняла на щит право женщин на образование и труд как всеобъемлющую метафору, имея в виду  не только молодых гувернанток, но всю Россию.  Не имея  возможности открыто  говорить о конституции и реальных политических реформах,  тогдашние мечтатели и демократы решили  повести разговор о частностях, имея в виду, что в будущем освобожденные женщины - как и крестьяне,  и мастеровые, и сами интеллигенты,  сумеют заявить о своих требованиях напрямую. Эта уловка эзопова языка, почти родовая черта российской словесности, никого не обманывала, и "женский вопрос" стал своего рода водоразделом общества  на долгие годы…

8 марта 1908 года группа американских работниц собрались на лужайке в Нью-Йорке на то, что мы назвали бы сегодня пикетом – требовать равной оплаты за равный и очень тяжелый труд.  Через год собрались снова. И уже в 1910 году Клара Цеткин предложила объявить    8 марта   Днем международной солидарности трудящихся женщин.

Как мы знаем, идею поддержали. С тех пор социал-демократы всего мира отмечают эту дату, хотя  почти во всех странах это обычный рабочий день.  И в СССР он стал уже тогда, когда улицы  8 Марта значились на картах большинства городов и поселков наряду с улицами Карла Либкнехта и Розы Люксембург,  создавая в подсознании жителей неясный романтический идеал, сродни тому,  который  увлекал героя Андрея Платонова…

Любопытно, что в Европе праздник по сей день не утратил первоначального смысла –  к нему относятся очень серьезно политики и обыватели, женщины и мужчины, они собираются и обсуждают  законодательство и  положение мигранток (со своими вроде бы наладили), и готовят новые предложения в ЕС, не забывая пить вино и закусить сладостями, пригласить артистов  и прочих звезд (бесплатно, ведь это солидарность все-таки). Но нигде не дарят столько цветов, сколько у нас, даже в южных странах.  В нашей же  снежной Москве только в прошлом году   их было продано на   несколько миллионов долларов. Не могу представить даже в кошмарном сне, чтобы кто-то из наших женщин-парламентариев выступила  с протестом против цветочного бизнеса, эксплуатирующего труд бедных женщин и девочек из Гватемалы и Кении, как это делают западные коллеги…

Впрочем, я уверю, что солидарность с трудящимися, женщинами и мужчинами,  наши избранники (или те, кто их сменят) еще успеют проявить. Сейчас же  самый горячий момент -  мы снова готовимся к празднику. Который, слава Богу, с нами по сей день. Как напоминание о том, что мир  все еще несправедлив сегодня, но он непременно должен стать иным. И это зависит от нас, в том числе.

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Смотрите также

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость