Жизнь

В Алтайском крае формируется рынок частных домов престарелых

В нашей стране до сих пор считается, что сдать бабушку (дедушку) в дом престарелых – это стыдно. Но бывают ситуации, когда подобное заведение – единственное место, где пожилому человеку комфортно жить. В государственных домах престарелых всем желающим мест не хватает, поэтому начинают появляться частные. В Алтайском крае в этом году их открылось сразу четыре. Социальное общежитие для пенсионеров и инвалидов Людмилы Осиповойв селе Хмелевка Заринского района стало первым из них. 

Пенсионеры.
Пенсионеры.
Михаил Хаустов

Нашла себе работу

Людмила Осипова начала свой бизнес полгода назад. Она воспользовалась господдержкой с помощью центра занятости населения.

– До конца 2010 года я работала завхозом в "Доме сестринского ухода" при районной больнице, – рассказывает начинающая предпринимательница. – Это была своего рода "перевалочная база" для пенсионеров и инвалидов, которые ожидали путевки в интернаты и дома престарелых. Нередко они жили у нас годами. Осенью стало известно, что в 2011 году наше учреждение закроют. Я решила начать свое дело, потому что не хотела оставаться без работы. Да и стариков было жалко.

В администрации Заринского района пояснили, что "Дом сестринского ухода" ликвидировали в рамках реформы здравоохранения. Его функции были непрофильными для райбольницы, к которой он относился. Аналогичные дома закрыли и в других районах края.

По словам Людмилы Осиповой, из бюджета на развитие своего дела ей было перечислено порядка 470 тыс. рублей: по 58 тыс. рублей на нее и на каждого из семи трудоустроенных ею безработных. Муниципалитет сдал ей в аренду здание, где раньше располагался "Дом сестринского ухода". На полученные субсидии она сделала ремонт, поменяла мебель, постельные принадлежности, посуду. Купила две стиральные машины и плиту.

Общежитие рассчитано на 26 мест. Сейчас в нем проживает 21 человек. Большинство из них – пенсионеры до 90 лет, есть лежачие инвалиды. Досуг у них не отличается разнообразием в силу возраста и ограниченных возможностей. Они гуляют, кто-то читает, смотрит телевизор, некоторые ухаживают за небольшими клумбами на прилегающей территории. Один из жильцов по имени Александр шьет одежду, когда-то он был портным. "Хотелось бы сделать для них небольшой огородик, – говорит Людмила Осипова. – Но пока здание в аренде, мы не имеем на это права".

Многие обитатели общежития благодарят Людмилу Осипову за то, что она дала им крышу над головой, ведь иначе идти им было бы некуда. У них нет ни собственного дома, ни родственников, у которых можно было бы жить. Но есть и те, кто переселяться к близким отказался. "Здесь тепло, чисто, кормят хорошо. Мне нравится, – говорит баба Тася. – У меня есть сын, но я с ним жить не хочу. Сама его попросила меня сюда определить. Он сначала был категорически против, но я его убедила".

Социальный бизнес

Хмелевское общежитие за полгода существования уже приобрело определенную известность. "Мне звонят и из других районов, интересуются. Кто-то сам хочет переехать, кто-то – устроить родителей или бабушек, – рассказывает г-жа Осипова. – Кстати, по моему бизнес-плану на базе таких же домов сестринского ухода были созданы еще два аналогичных общежития".

Дом престарелых в Хмелевке, несмотря на то что он является бизнес-проектом, с уверенностью можно назвать социальным. Проживание в нем обходится в 6 тыс. рублей в месяц, его жильцы оплачивают счет сами из своей пенсии. В других российских домах престарелых стоимость услуг составляет 35–100 тыс. рублей в месяц в зависимости от города и класса заведения. Как правило, их оплачивают родственники пожилого человека. Но иногда он вносит плату сам, получая доход, например, с квартиры, сданной в аренду. "Почти все деньги наших подопечных уходят на их питание, зарплату сотрудникам и налоги. Моя зарплата складывается из того, что остается. Как правило, это 3–5 тыс. рублей. Но они ведь тоже на дороге не валяются", – говорит Людмила Осипова.

Пенсионеров станет больше

В июле стало известно, что первый частный пансионат для пожилых людей "Семейный дом" появился и в Барнауле. Стоимость проживания в нем – 22–30 тыс. рублей в месяц. "Открытие такого проекта, несмотря на очевидную потребность в подобных услугах, – большой риск, – говорит владелец „Семейного очага“ Леонид Ермолаев.– У нас отношение к домам престарелых не такое, как за рубежом. Проживание пожилого человека в подобном заведении не считается нормой".

В крае действует целевая программа "О мерах по улучшению качества жизни граждан пожилого возраста" на 2011–2013 годы. Но в ней не рассматривается открытие частных домов престарелых как способ сокращения очереди в подобные заведения. В Главалтайсоцзащите "СК" пояснили, что ведомство не отслеживает работу частных домов престарелых.

Нет отдельных пунктов относительно развития такого вида бизнеса и в краевой программе по развитию предпринимательства. Однако, по словам бизнесмена Николая Коблякова, владельца нескольких домов престарелых в Подмосковье ("Монино", "Одинцово"), потребность в "койках" для пенсионеров в нашей стране к 2020 году возрастет втрое. И вряд ли Алтайский край станет здесь исключением, ведь в нем в течение 10 лет сложился "регрессивный тип возрастной структуры населения" с непрерывным увеличением количества пожилых людей.

Справка

В Алтайском крае проживает более 570тыс. граждан пожилого возраста (23% от общей численности населения), из них свыше 560тыс. человек состоят на учете в органах социальной защиты населения с целью предоставления различных мер социальной поддержки, из них около 87тыс. человек одиноких и одиноко проживающих. В регионе 43дома-интерната для престарелых и инвалидов, в которых проживает 5 545человек. В дома-интернаты общего профиля на данный момент в крае очереди нет. Но существует недостаток мест в психоневрологических интернатах (в них живут люди, которые теряют способность себя обслуживать в силу проблем со здоровьем), в местах нуждаются 446человек.  

Источник: Главалтайсоцзащита.

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость