Через 65 лет после того, как Валентина Олешко забежала домой и сказала маме: "Не теряй меня! Я уезжаю на фронт!", корреспонденты "СК", побывали на родине разведчицы.
Резидент сдал всю группу
В начале 70-х журналист "Известий" Борис Гусев вплотную занимался военной тематикой - он и сам воевал на Ленинградском фронте. Борис Сергеевич плотно изучал архивы КГБ.
- У меня был допуск к самым закрытым делам ведомства, - вспоминает сейчас 80-летний журналист, - про какое-то "непонятное" предательство вашей землячки из Алейска мне рассказали сами сотрудники КГБ. Я решил расследовать это дело. Слишком много нестыковок было в этом непростом архивном деле "предателя родины Валентины Олешко".
Как рассказал нам Борис Гусев, разведчицу Валентину перебросили из Москвы в Ленинград - там не хватало радистов, а уже оттуда - в Гатчинский район Ленинградской области.
- На мой взгляд, это было ошибкой, - говорит Борис Сергеевич. - На Гатчине нет больших лесов, где можно бы было укрыться. Зато располагался штаб 18-й немецкой армии, поэтому здесь были сконцентрированы войска оккупантов. Как получилось, что Валентину и других ребят, спрыгнувших с парашютами на условный сигнал - пять костров - встретили переодетые офицеры Абвера? Мне удалось это узнать. Наши сначала отправили туда резидента, которого взяли абверовцы. Резидент не выдержал пыток, рассказал, что сюда скоро забросят разведгруппу. О дальнейшей судьбе резидента я не знаю. Но провал группы случился именно по его вине, и наши ребята, которые собирались похитить немецкого офицера в высоком чине, оказались в плену. Валентину Олешко вместе с другими ребятами расстреляли в 1943 году.
Любовь предателя
Борис Сергеевич рассказал нам, что ездил на Гатчину к человеку, который хорошо знал нашу Валю. Этот мужчина служил немцам, за что и получил 10 лет тюрьмы в послевоенное время.
- Он сказал мне, что любил Валю, - вспоминает Борис Гусев, - да так "крепко" любил, что, когда план советских разведчиков раскрыли, копал могилу для Валентины. Когда вспомнил об этом, расплакался.
Борис Гусев выяснил, что наша Валя, даже находясь в плену, выполняла свою миссию советской разведчицы. За это немцы отплатили ей сполна - запустили "утку", что она работала на Абвер. Вот отсюда и пошло в послевоенное время - предательница, пока не разобрались. Мама Валентины умерла, так и не узнав, что ее дочь не предавала свою Родину.
Борис Гусев ездил на место расстрела Валентины, под местечком Дружноселье Гатчинской области. "Сказать точно, что Валентина похоронена именно здесь, в братской могиле, я не могу, - говорит Борис Сергеевич. - Но Людмила Петрова, сотрудница Алейского историко-краеведческого музея, уверена, что Валя похоронена именно в этом месте. Ее историей после смерти занимались чекисты из Новгородской области - Михеев и Мистров. "Люди этого ведомства наверняка владели какой-то другой, более секретной информацией о разведчице, - говорит Людмила Николаевна, - иначе не стали бы подтверждать, что Валю расстреляли. К тому же девушка посмертно была награждена орденом Красного Знамени".
Шепот в спину
Мама Вали, Галина Семеновна, до смерти жила с клеймом "матери предательницы". Об этом рассказывает племянница Галины Семеновны, тоже Валентина.
- Да ее просто замучали допросами в нашем КГБ, - говорит Валентина Федоровна. - Случалось так: вызовут на допрос, а отпустят через три дня. А она там, в застенках, без еды и воды… Придет после допроса и рыдает, вспоминая, как ее "пытали": "Ты знаешь, где твоя дочь! Она – предательница, в Германии! Скажи ее адрес! Когда она с тобой выходила на связь?!" Как такое тетя Галя это вытерпела, ума не приложу. Сейчас говорят, что никто из земляков не верил, что Валя могла предать Родину, что все были на ее стороне. Да, были. Только спустя 30 лет, когда правду открыли. А так - постоянный шепот за спиной, пальцем тыкали вслед - вот, мол, вырастила предательницу. Не приведи господи такое пережить. Так и умерла бедная женщина, не зная ничего о своей девочке. От Вали у нее остались только три письма с войны да фотография на столе".
Никто не помог тогда похоронить Галину Семеновну - ни партия (а она была коммунисткой), ни комсомол. Все понятно - мать предательницы. И никто из соседей не пришел проститься с Галиной Семеновной…
"А тут прошло совсем немного времени, в 1973 году - вспоминает Валентина Федоровна, - я с мамой, сестрой тети Гали, дома была. Стук в дверь. Открываем - на пороге незнакомый мужчина с нашим чекистом. Мужчина говорит: "Я хочу вам рассказать о Валентине Олешко". Тут моя мама замертво и упала! Еле отходили ее от обморока. Она думала, что Валя живая! А тот мужчина - это был журналист "Известий" Борис Гусев - стал рассказывать, что Валя не предавала Родину, что ею можно гордиться… Пошли мы потом на могилу тети Гали, постояли молча. Наверное, ТАМ она все тоже узнала…"
… Дом, где жила Валентина Олешко, стоит до сих пор - дым уютно вьется из печной трубы. Так и кажется, что вот-вот сбежит по ступенькам крыльца хрупкая девушка с криком: "Мама, не беги за мной на вокзал! Не провожай! Победим фашистов, и я вернусь, мамочка"! Не вернулась…
На обратной стороне пожелтевшего снимка, где Валя сфотографировалась с учениками ташкентской разведшколы, есть подпись чернилами: "Берегите фотографию до моего прихода! Евдокия". Кто такая Евдокия, кто принес эту карточку в музей - неизвестно. И сколько судеб, похожих на Валину, - тоже неизвестно. До сих пор. Вечная им память.
"Подвиг разведчицы"
В 1973 году на страницах "Известий" вышла документальная повесть Бориса Гусева "Подвиг разведчицы". Вышла не просто.
"Мне в пресс-бюро КГБ СССР сначала дали разрешение на печать статьи, - вспоминает Борис Сергеевич, - а потом вдруг позвонили оттуда и сказали, что статью о Вале надо задержать. Но наш главный редактор Лев Толкунов все же поставил первый кусок в номер, на свой страх и риск. И я поскандалил в этом ведомстве. К удивлению, никаких репрессий не последовало. И следующие куски статьи пошли без препятствий".
Вскоре документальная повесть "Подвиг разведчицы" вышла отдельным тиражом. А спустя год на Гатчине появился памятник. На камне высекли надпись: в этом месте покоится более четырех тысяч советских патриотов, погибших в годы войны, среди них героиня повести Б. Гусева Валя Олешко.
Эта повесть просто покорила жителей Алейска! Один из них даже собственноручно сделал свою книгу: аккуратно сшил белые листы, на них наклеил вырезки из газеты со статьей о Вале Олешко, а на обложке написал: "Тираж один экземпляр". Этот уникальный экспонат появился в музее в 1974 году.
Планета
Но история о разведчице Вале на этом не закончилась. 2 ноября 1975 года Тамара Смирнова, наша землячка, астроном Крымской астрофизической обсерватории, открыла новую малую планету! И назвала ее в честь Вали Олешко!
Этот факт задокументирован почетным свидетельством Института теоретической астрономии, а также Смитсоновской астрофизической обсерваторией США. Правда, как сказала нам Наталья Павлова, старший научный сотрудник Барнаульского планетария, этот астероид невозможно увидеть в телескоп малой мощности - только в мощные обсерваторские. Но все равно, кружится в космосе планета имени Вали! Не "черная дыра" какая-нибудь… (Кстати, именем нашего земляка названа еще одна малая планета – Шукшин.)
Новые кумиры
Мы пришли к школе, где в свое время училась разведчица. Правда, того здания уже давно нет - его снесли и построили новое. Корреспонденты "СК" решили спросить у алейских ребят, знают ли они про свою знаменитую землячку? И вообще, с кого теперешние дети "делают жизнь"?
Ангелина Горбачева:
- Я ничего не знаю о Валентине Олешко - никто про нее пока не рассказывал. Но мне очень нравится Мария Швецова из фильма "Тайны следствия". Она очень красивая, и всегда находит преступников. Она для меня как пример. Хочу на нее походить.
Никита Самсонов:
- Сразу не скажу, кто такая Валентина Олешко. Но слышал что-то про нее. Это вроде разведчица… А кумира пока у меня нет. Но собираюсь пойти в армию. Может быть, там определюсь с идеалом.
Антон Вишталюк:
- А нам в классе очень много рассказывали о разведчице и учителя, и родители. Мы с одноклассниками в музей ходили - там про нее интересно говорят. Но это было давно, когда мы маленькие были.
Лариса ВАСИЛЬЕВА.
P.S. Благодарим сотрудников алейского историко-краеведческого музея за помощь в подготовке публикации.
Самое важное - в нашем Telegram-канале