От ведущего рубрики
Спор между «ястребами» и «голубями» по поводу целесообразности таких радикальных мер никогда не утихал и не утихает до сих пор. И тогда, в начале 2000-х, были и восторги политиков, уверенных, что мир наконец-то стал более безопасным, и слезы, казалось бы, непрошибаемых военных, которые считали, что страна, которой они присягали на верность, стала менее защищенной…
История показывает, что гонка вооружений - процесс нескончаемый. На смену "Сатане" пришел "Сармат". А еще через 20 лет будет какой-нибудь "Дамоклов меч". А тогда, в самом конце второго тысячелетия, наши журналисты оказались чуть ли не единственными представителями СМИ, которых пустили в запретную зону.
И они выдали отличный репортаж под заголовком "Взрыв ракетной шахты. Сделано профессионалами".
Всего лишь хлопок
2 ноября в 16 часов 10 минут направленным взрывом была уничтожена шахтная пусковая установка (ШПУ) № 2, размещенная в Алейском районе, в шести километрах от поселка Дружба.
Взрыв был произведен в соответствии с Договором об ограничении стратегических наступательных вооружений, подписанным Россией и США. Операцию по ликвидации ШПУ блестяще провели специалисты фирмы "Роспромтекон".
После взрыва заряда мощностью в три тонны тротила не дрогнула даже земля под ногами, а многочисленные наблюдатели вместо ожидаемого грохота услышали негромкий хлопок.
Газово-пылевое облако после взрыва поднялось на высоту 400 метров и очень скоро рассеялось. По оценкам специалиста Института водных и экологических проблем, проводивших наблюдение за этим облаком, "фоновые показатели и приземном слое атмосферы практически не изменились".
Упорно нагнетаемые слухи об "экологической катастрофе" не подтвердились.
Подлежит ликвидации
12:00 - 14:00. К обеду развиднелось и заметно похолодало. Журналистская бригада "СК" коротает время и греется чайком у хозяев знаменитой передвижной лаборатории экологического мониторинга атмосферы Института водных и экологических проблем (ИВЭП).
"Игорь Анатольевич, - допытываюсь я у доктора физико-математических наук профессора Суторихина, - через три часа вам заниматься измерениями, облако от взрыва вас накроет. Скажите честно, хоть чуть-чуть страшно?" - "Нисколько! Бояться-то нечего".
Неделей раньше на совещании у заместителя главы администрации края Якова Шойхета собравшихся у него ученых и журналистов успокаивал еще один специалист, профессионализм которого не вызывает сомнений.
Начальник Алтайского округа Госгортехнадзора Виктор Дмитриев сказал тогда как отрезал: "Результаты многочисленных экспертиз показывают: на территории шахтных пусковых установок, подлежащих уничтожению, нет радиоактивного заражения и других загрязнений. Ракетную шахту следует рассматривать как обычный горный объект, подлежащий ликвидации. Ничего особенного там нет".
О том, что не случится ничего страшного, не раз заявляли представители фирмы "Роспромтекон", подрывники которой, образно говоря, зубы съели на работе с объектами, подобными ракетной шахте... Но, как говорится,, лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.
Султан взрыва
15:00 - 16:00. Кавалькада военных и гражданских машин выстраивается на проселочной дороге - дальше не пускает оцепление. До шахтной пусковой установки (ШПУ) чуть больше километра.
В бинокль хорошо видно, как по боевой стартовой площадке ползают два бульдозера, засыпая землей уже заминированную на глубине восьми метров шахту.
Погода портится - вокруг начинает валить такой густой снег, что 90-тонная крыша ШПУ и домик караульного помещения исчезают в белой круговерти.
Но к 15.50 за свинцовыми тучами проглядывает багровое солнце. Народ высыпает на обочину. Кто-то с нервным смешком спрашивает, не свалит ли его ударная волна, кто-то советует открыть рот - чтобы барабанные перепонки не лопнули.
В 16:09 в небе расцветает гроздь зеленых ракет. Через минуту раздается приглушенный хлопок, и над ракетной "точкой", блеснув снизу алым всполохом, вырастает султан взрыва.
Похож он на серо-сизого кудрявого пуделя. Через десять секунд газово-пылевое облако достигает своей максимальной высоты - 400 метров, и ветер начинает его сдувать на северо-восток - туда, где расставили приборы специалисты ИВЭПа. Когда шлейф дыма над ШПУ рассеивается, зрители видят новый пейзаж после взрыва: крыши нет, зато появилось нечто огромное, черное, с рваной кромкой. Все страхи оказались напрасными.
На глаза стоящего рядом подполковника наворачиваются слезы. Для ракетчиков этот взрыв - тяжелое расставание с дорогим сердцу оружием.
Смотри вниз
На часах 16:40. Военные снимают оцепление. Первой к месту подрыва прилетает "девятка" журналистов "Свободного курса".
Зрелище потрясающее! Огромная воронка конической формы: восемь метров в глубину, диаметр у поверхности земли - 30-35 метров.
Рядом выброшенная из недр 350-тонная деталь шахтной конструкции - барабан с барбетом. Как будто невидимый Гулливер взял эту махину и аккуратно поставил ее на край....
Сорванная взрывом железобетонная крыша ШПУ лежит поблизости. Пахнет характерным тротиловым дымком.
Вокруг разбросаны обрывки экранированного кабеля и куски пенопласта, обеспечивавшего нужный температурно-влажностный режим внутри шахты.
Специалисты ходят с дозиметрами - все чисто, нигде ничего не шкалит. Усталые подрывники курят на краю воронки и с профессиональной гордостью показывают на окна стоящего в 50 метрах от эпицентра взрыва караульного помещения: "Обратите внимание - стекла целы".
Фантастика! В пустом пулеметном гнезде мой друг и коллега Сергей Бузиновский находит распечатку "Рациона питания для мелких команд (на два человека на трое суток)": "Хлебцы армейские - 900 г, консервы мясорастительные - 1500 г, поливитамины - 120 г..." В списке из 17 наименований есть даже омлет сухой по требованию заказчика.
Теперь это уже история. Многие прихватывают на память мелкие фрагменты того, что раньше было надежным укрытием РС-20 - самой тяжелой в мире межконтинентальной баллистической ракеты, нареченной американцами "Сатаной".
В 17 часов в числе последних мы уезжаем в Алейск, навстречу движется автобус с представителями комитетов конгресса США. Среди них есть симпатичные девицы с интересом разглядывающие наших военных. Работники "Роспромтекона" воронку засыплют не раньше чем через 90 дней - таковы условия Договора ОСВ-2.
На 8 ноября была запланирована ликвидация очередной ШПУ.
Сергей Зюзин, Олег Богданов
Самое важное - в нашем Telegram-канале