…Последние две недели мой кабинет напоминает какой-то "коммутатор", который на связи с Владивостоком, Хабаровском, Москвой, Красноярском, Ейском, Санкт-Петербургом. В процессе "коммутаторских переговоров" знакомлюсь с отрядом "АвиаПоиск" из Владивостока. Заочно став членом команды, пытаюсь найти родственников и знакомых погибшего в 1940 году летчика.
И… сталкиваюсь с бездушием музейных и архивных работников ( не буду указывать, какого города, - прим. авт.). Но тут же нахожу понимание среди военных Ейского летного института, которые просматривают свои архивные документы, знакомят с генерал-майором авиации. Также дают телефоны людей, которые, возможно, знают товарищей и близких того летчика, останки которого уже второй год (!) пытаются предать земле ребята из Владивостока.
Мы все – в Приморье и Приазовье, в Алтайском и Красноярском краях, в Санкт-Петербурге и Москве искали родственников Виктора Великохатько, молодого лейтенанта, который 6 сентября 1940 года, во время выполнения задания, сорвался в штопор и врезался в скалу в Приморской тайге…
"С целью полного изжития авиакатастроф"
Из приказа (гриф "совершенно секретно", - прим. авт.) командующего Тихоокеанским военным флотом, вице-адмирала Юмашева.
"6.09.40 в районе Шкотово произошла катастрофа самолета И-15бис, пилотируемого лейтенантом Великохатько. После выполнения высотного задания на высоте 9000 метров, летчик, снизившись до высоты 1500 метров, приступил к выполнению пилотажа в зоне. Выполняя иммельман, сорвался в штопор. При выводе из штопора самолет ударился о склон сопки и сгорел. Летчик Великохатько погиб… Непосредственной причиной катастрофы является ошибка в технике пилотирования, вызванная переутомлением в результате неправильного планирования летных заданий командованием".
Далее в приказе: предать суду чести, объявить выговор, "назначить" с понижением. Обо всем этом объявить всему летно-техническому составу ВВС Тихоокеанского флота - с "целью полного изжития авиакатастроф". И подпись вице-адмирала Юмашева от 17 сентября 1940 года…
- Мы нашли этот самолет и останки летчика в Приморской тайге еще в прошлом году, - рассказывает Ярослав Ливанский, руководитель поискового отряда "АвиаПоиск", - на борту самолета сохранился номер. Мы решили выяснить, кто был за штурвалом, и, по возможности, узнать историю гибели летчика: стали делать запросы в различные инстанции.
Останки летчика ребята из отряда (их там всего восемь человек в возрасте от 20 до 45 лет, - прим. авт.) аккуратно сложили в коробочку и положили ее на хранение в гараж. Поисковики задались целью – предать останки летчика земле.
Со временем поисковики выяснили, что погиб на истребителе И-15бис выпускник 1939 года Ейского военно-морского летного училища Виктор Иванович Великохатько. Но вот личного дела и послужной карты архив "не выдал". А вот приказ "под грифом" - запросто. Наверное, секретность со временем уходит в небытие. А бездушие, к сожалению, становится обычным явлением.
"Броня" крепка!
"Авиапоисковики" куда только не обращались: в ВВС Тихоокеанского флота, в Минобороны России, в местные военкоматы, куда географически "привязано" место авиакатастрофы.
- Такое ощущение, что есть какая-то команда тормозить все, что связано с так называемыми не боевыми потерями авиации, - делится Ярослав, - такое бездушие даже сейчас редко встретишь. Но нам, получается, "повезло".
Отовсюду ребята получали отписки или обещания помочь. А потом те, которые обещали помощь и содействие, куда-то пропадали. В военкоматах военные сетовали на отсутствие средств на захоронения. Местные администрации тоже разводили руками – ну, нет денег!
- Так было до тех пор, пока я не нашел 122 закон, где в его 4 статье говорится о том, что за захоронение и содержание могил несет ответственность администрация того района, где произошла авиакатастрофа.
Но в гараже коробочка с костями так и продолжала стоять: чиновники изыскивали средства.
А неугомонные поисковики продолжали исследовать тайгу…
Черные лесорубы сдают самолеты в металлолом
- У нас в Приморье много незаконных вырубок леса, - рассказывает Ярослав, - тайга непроходимая. И в ней лежит много самолетов, которые разбились в военное время. Мы, когда отрабатывали в архиве И-15бис, узнали, что в приморских лесах лежат "Каталины", "Бостоны", "Аэрокобры", "Кинг-кобры" (самолеты американского производства, поставляемые в СССР по ленд-лизу во время Великой отечественной войны, - прим. авт.). Также в тайге лежат и наши самолеты, разбившиеся уже в послевоенное время. Но экспедиции на места авиакатастроф никогда не организовывались!
И этим моментом сейчас пользуются черные лесорубы. Не так давно лесорубы пытались "выволочь" к пункту приема металла американский "Бостон". Разрезали, как "полагается". Но что-то не получилось. Оставили пока на склоне сопки.
- А недавно мне позвонил мужчина и рассказал, что нашел "Аэрокобру" или "Кинг-кобру" (он сказал, что не разбирается в типах самолетов) в тайге, - рассказывает Ярослав, - там останки летчика. Мужчина еще планшет там обнаружил, в нем были документы на капитана Васильева. И золотые офицерские часы. Но как только этот мужик узнал, что мы не выкупаем документы, ордена, то исчез. И не сообщил координаты, где лежит этот самолет! Ладно с ними, часами, но мы бы похоронили летчика! А тайга ведь не расскажет, в каких ее тайных уголках были авиакатастрофы.
Но иногда поисковикам везет – не все ведь задаются целью нажиться на гибели офицеров. Так было с торпедоносцами Ил-18 и Ту-14.
- Нам позвонил мужчина и сказал, что может стать нашим проводником, - говорит Ярослав, - так мы оказались у этих разбитых самолетов. И теперь у нас в гараже "лежит" еще шесть человек в коробочках. Сведения очень обрывочны. Мы установили фамилии экипажа Ил-28, который разбился 10 мая 1958 года. Это: летчик, старший лейтенант Кулешов (инициалы неизвестны, - прим. авт.), штурман Владимир Андреевич Дрёма, инициалы стрелка-радиста тоже неизвестны. Но мы все равно – рано или поздно – добудем информацию о погибших. Нельзя, чтобы память предавалась забвению.
"Останки самолета не являются исторической ценностью"!
Меня заинтересовал вопрос, сколько ж нужно поисковикам денег, скажем, на одну экспедицию к месту авиакатастрофы.
- Четыре-шесть тысяч.
- Долларов?
- Нет, рублей.
- Каждому?
- Нет, на всю экспедицию. Нам же в дорогу нужны макароны, сухой компот, на бензин. Обычно мы на своих машинах и на своем бензине добираемся до какой-нибудь деревни. А в глушь уже не проехать. Тогда нам помогают люди из этих поселков.
Так было в июле, когда "АвиаПоиск" довезли до места авиакатастрофы жители таежного населенного пункта.
- Когда мужики узнали, зачем мы в тайгу едем, сказали, что не возьмут с нас денег за дорогу.
"…заместитель командующего ТОФ, контр-адмирал С.Н.Беленов настоял на нецелесообразности мероприятия. И, в конце концов, офицер, к которому мы обратились, заявил, что "останки самолета не являются исторической ценностью" (из письма "АвиаПоиска" Дмитрию Медведеву, президенту РФ; речь в цитате – об истребителе И-15бис, в России на данный момент не осталось ни одного оригинального истребителя И-15бис, - прим. авт.).
Спустя 68 лет после авиакатастрофы, авиаполк простился с летчиком
Но недавно авиаполк Николаевки Приморского края вышел на торжественное построение.
Все офицеры в парадной форме.
На табуретки, крытые российским флагом, установили гроб. Офицерская фуражка – сверху. Внутри – останки выпускника 1939 года Ейского военно-морского летного училища.
Рядом с офицерами – отряд "АвиаПоиск". Ребята добились своего год спустя после того, как обнаружили в тайге И-15бис. Пусть со второй "попытки" (первые похороны были намечены на 23 июля, - прим. авт.), но Виктора Ивановича Великохатько собрались предать земле летчики. Родные по небу и полетам люди.
Троекратный залп. Все.
… Все ли? Если говорить об "АвиаПоиске", то отряд, несмотря на финансовые проблемы, (а эти ребята – упертые, поверьте на слово, - прим. авт.), собирается продолжать поисковую деятельность.
- Не хотелось, чтобы летчики лежали в тайге, а самолеты сдавались в металлолом,- говорит Ярослав Ливанский, - и мы против безымянных могил. А это значит – огромная и кропотливая работа в архивах страны…
От автора
Кроме Приморской тайги, есть места в России, где лежат погибшие летчики во время Великой отечественной войны. Авиакатастрофы произошли в Красноярской тайге, на Севере. Это те географические места, через которые проходила перегонная трасса Аляска-Сибирь.
В те далекие военные годы советские летчики перегоняли американские самолеты по ленд-лизовским поставкам.
Знаю, что в Красноярске старшеклассники из школы №117 занимаются поиском мест авиакатастроф и установлением личностей погибших. На голом энтузиазме.
В небольшом поселке Зырянка Колымского района мальчишки, отстояв пионерами на торжественной линейке, когда хоронили останки летчика (по ордену, медальону, номеру табельного оружия была установлена личность погибшего офицера, - прим. авт.), впоследствии стали офицерами ВВС СССР…
Пробелов в истории авиации много. Но эти "пробелы" все же пытаются восстановить. Пусть на голом энтузиазме, который в любой момент может попросту иссякнуть. Хотя… когда люди говорят, что они выполняют свой гражданский долг, не верится, что они опустят руки перед финансовыми проблемами.
На мой взгляд, гораздо больше "пробелов" в равнодушии чиновников, некоторых высокопоставленных военных. Для которых понятие, как "суд чести" забыто. Судя по их высказываниям.
А летчики… Летчики не погибают. Они просто улетают и не возвращаются. Но становятся небожителями.
Фото предоставлено отрядом "АвиаПоиск" (Владивосток)
P.S. Поиск родных и товарищей Виктора Ивановича Великохатько продолжается.
P.P.S. Справка службы новостей ИД "Алтапресс".
Поисковый отряд "АвиаПоиск" был создан в 2007 году во Владивостоке при общественной организации "ВладПодземСпас". Отряд занимается поиском в Приморской тайге мест катастроф военных самолетов ВВС ТОФ и ДВО, погибших и без вести пропавших в 1930-1970 годах прошлого столетия.
Самое важное - в нашем Telegram-канале