Жизнь

Выполняя иммельман, сорвался в штопор

Посвящается летчикам, чьи останки до сих пор лежат в российской глуши рядом с разбившимися самолетами…

…Последние две недели мой кабинет напоминает какой-то «коммутатор», который на связи с Владивостоком, Хабаровском, Москвой, Красноярском, Ейском, Санкт-Петербургом. В процессе «коммутаторских переговоров» знакомлюсь с отрядом «АвиаПоиск» из Владивостока. Заочно став членом команды, пытаюсь найти родственников и знакомых погибшего в 1940 году летчика.

И… сталкиваюсь с бездушием музейных и архивных работников (не буду указывать, какого города, — прим. авт.). Но тут же нахожу понимание среди военных Ейского летного института, которые просматривают свои архивные документы, знакомят с генерал-майором авиации. Также дают телефоны людей, которые, возможно, знают товарищей и близких того летчика, останки которого уже второй год (!) пытаются предать земле ребята из Владивостока.

Мы все — в Приморье и Приазовье, в Алтайском и Красноярском краях, в Санкт-Петербурге и Москве искали родственников Виктора Великохатько, молодого лейтенанта, который 6 сентября 1940 года, во время выполнения задания, сорвался в штопор и врезался в скалу в Приморской тайге…

«С целью полного изжития авиакатастроф»

Из приказа (гриф «совершенно секретно», — прим. авт.) командующего Тихоокеанским военным флотом, вице-адмирала Юмашева.

«6.09.40 в районе Шкотово произошла катастрофа самолета И-15бис, пилотируемого лейтенантом Великохатько. После выполнения высотного задания на высоте 9000 метров, летчик, снизившись до высоты 1500 метров, приступил к выполнению пилотажа в зоне. Выполняя иммельман, сорвался в штопор. При выводе из штопора самолет ударился о склон сопки и сгорел. Летчик Великохатько погиб… Непосредственной причиной катастрофы является ошибка в технике пилотирования, вызванная переутомлением в результате неправильного планирования летных заданий командованием».

Далее в приказе: предать суду чести, объявить выговор, «назначить» с понижением. Обо всем этом объявить всему летно-техническому составу ВВС Тихоокеанского флота — с «целью полного изжития авиакатастроф». И подпись вице-адмирала Юмашева от 17 сентября 1940 года…

— Мы нашли этот самолет и останки летчика в Приморской тайге еще в прошлом году, — рассказывает Ярослав Ливанский, руководитель поискового отряда «АвиаПоиск», — на борту самолета сохранился номер. Мы решили выяснить, кто был за штурвалом, и, по возможности, узнать историю гибели летчика: стали делать запросы в различные инстанции.

Останки летчика ребята из отряда (их там всего восемь человек в возрасте от 20 до 45 лет, — прим. авт.) аккуратно сложили в коробочку и положили ее на хранение в гараж. Поисковики задались целью — предать останки летчика земле.

Со временем поисковики выяснили, что погиб на истребителе И-15бис выпускник 1939 года Ейского военно-морского летного училища Виктор Иванович Великохатько. Но вот личного дела и послужной карты архив «не выдал». А вот приказ «под грифом» — запросто. Наверное, секретность со временем уходит в небытие. А бездушие, к сожалению, становится обычным явлением.

«Броня» крепка!

«Авиапоисковики» куда только не обращались: в ВВС Тихоокеанского флота, в Минобороны России, в местные военкоматы, куда географически «привязано» место авиакатастрофы.

— Такое ощущение, что есть какая-то команда тормозить все, что связано с так называемыми не боевыми потерями авиации, — делится Ярослав, — такое бездушие даже сейчас редко встретишь. Но нам, получается, «повезло».

Отовсюду ребята получали отписки или обещания помочь. А потом те, которые обещали помощь и содействие, куда-то пропадали. В военкоматах военные сетовали на отсутствие средств на захоронения. Местные администрации тоже разводили руками — ну, нет денег!

— Так было до тех пор, пока я не нашел 122 закон, где в его 4 статье говорится о том, что за захоронение и содержание могил несет ответственность администрация того района, где произошла авиакатастрофа.

Но в гараже коробочка с костями так и продолжала стоять: чиновники изыскивали средства.

А неугомонные поисковики продолжали исследовать тайгу…

Черные лесорубы сдают самолеты в металлолом

— У нас в Приморье много незаконных вырубок леса, — рассказывает Ярослав, — тайга непроходимая. И в ней лежит много самолетов, которые разбились в военное время. Мы, когда отрабатывали в архиве И-15бис, узнали, что в приморских лесах лежат «Каталины», «Бостоны», «Аэрокобры», «Кинг-кобры» (самолеты американского производства, поставляемые в СССР по ленд-лизу во время Великой отечественной войны, — прим. авт.). Также в тайге лежат и наши самолеты, разбившиеся уже в послевоенное время. Но экспедиции на места авиакатастроф никогда не организовывались!

И этим моментом сейчас пользуются черные лесорубы. Не так давно лесорубы пытались «выволочь» к пункту приема металла американский «Бостон». Разрезали, как «полагается». Но что-то не получилось. Оставили пока на склоне сопки.

— А недавно мне позвонил мужчина и рассказал, что нашел «Аэрокобру» или «Кинг-кобру» (он сказал, что не разбирается в типах самолетов) в тайге, — рассказывает Ярослав, — там останки летчика. Мужчина еще планшет там обнаружил, в нем были документы на капитана Васильева. И золотые офицерские часы. Но как только этот мужик узнал, что мы не выкупаем документы, ордена, то исчез. И не сообщил координаты, где лежит этот самолет! Ладно с ними, часами, но мы бы похоронили летчика! А тайга ведь не расскажет, в каких ее тайных уголках были авиакатастрофы.

Но иногда поисковикам везет — не все ведь задаются целью нажиться на гибели офицеров. Так было с торпедоносцами Ил-18 и Ту-14.

— Нам позвонил мужчина и сказал, что может стать нашим проводником, — говорит Ярослав, — так мы оказались у этих разбитых самолетов. И теперь у нас в гараже «лежит» еще шесть человек в коробочках. Сведения очень обрывочны. Мы установили фамилии экипажа Ил-28, который разбился 10 мая 1958 года. Это: летчик, старший лейтенант Кулешов (инициалы неизвестны, — прим. авт.), штурман Владимир Андреевич Дрёма, инициалы стрелка-радиста тоже неизвестны. Но мы все равно — рано или поздно — добудем информацию о погибших. Нельзя, чтобы память предавалась забвению.

«Останки самолета не являются исторической ценностью»!

Меня заинтересовал вопрос, сколько ж нужно поисковикам денег, скажем, на одну экспедицию к месту авиакатастрофы.

— Четыре-шесть тысяч.

— Долларов?

— Нет, рублей.

— Каждому?

— Нет, на всю экспедицию. Нам же в дорогу нужны макароны, сухой компот, на бензин. Обычно мы на своих машинах и на своем бензине добираемся до какой-нибудь деревни. А в глушь уже не проехать. Тогда нам помогают люди из этих поселков.

Так было в июле, когда «АвиаПоиск» довезли до места авиакатастрофы жители таежного населенного пункта.

— Когда мужики узнали, зачем мы в тайгу едем, сказали, что не возьмут с нас денег за дорогу.

«…заместитель командующего ТОФ, контр-адмирал С.Н.Беленов настоял на нецелесообразности мероприятия. И, в конце концов, офицер, к которому мы обратились, заявил, что «останки самолета не являются исторической ценностью» (из письма «АвиаПоиска» Дмитрию Медведеву, президенту РФ; речь в цитате — об истребителе И-15бис, в России на данный момент не осталось ни одного оригинального истребителя И-15бис, — прим. авт.).

Спустя 68 лет после авиакатастрофы, авиаполк простился с летчиком

Но недавно авиаполк Николаевки Приморского края вышел на торжественное построение.

Все офицеры в парадной форме.

На табуретки, крытые российским флагом, установили гроб. Офицерская фуражка — сверху. Внутри — останки выпускника 1939 года Ейского военно-морского летного училища.

Рядом с офицерами — отряд «АвиаПоиск». Ребята добились своего год спустя после того, как обнаружили в тайге И-15бис. Пусть со второй «попытки» (первые похороны были намечены на 23 июля, — прим. авт.), но Виктора Ивановича Великохатько собрались предать земле летчики. Родные по небу и полетам люди.

Троекратный залп. Все.

… Все ли? Если говорить об «АвиаПоиске», то отряд, несмотря на финансовые проблемы, (а эти ребята — упертые, поверьте на слово, — прим. авт.), собирается продолжать поисковую деятельность.

— Не хотелось, чтобы летчики лежали в тайге, а самолеты сдавались в металлолом, — говорит Ярослав Ливанский, — и мы против безымянных могил. А это значит — огромная и кропотливая работа в архивах страны…

От автора

Кроме Приморской тайги, есть места в России, где лежат погибшие летчики во время Великой отечественной войны. Авиакатастрофы произошли в Красноярской тайге, на Севере. Это те географические места, через которые проходила перегонная трасса Аляска-Сибирь.

В те далекие военные годы советские летчики перегоняли американские самолеты по ленд-лизовским поставкам.

Знаю, что в Красноярске старшеклассники из школы № 117 занимаются поиском мест авиакатастроф и установлением личностей погибших. На голом энтузиазме.

В небольшом поселке Зырянка Колымского района мальчишки, отстояв пионерами на торжественной линейке, когда хоронили останки летчика (по ордену, медальону, номеру табельного оружия была установлена личность погибшего офицера, — прим. авт.), впоследствии стали офицерами ВВС СССР…

Пробелов в истории авиации много. Но эти «пробелы» все же пытаются восстановить. Пусть на голом энтузиазме, который в любой момент может попросту иссякнуть. Хотя… когда люди говорят, что они выполняют свой гражданский долг, не верится, что они опустят руки перед финансовыми проблемами.

На мой взгляд, гораздо больше «пробелов» в равнодушии чиновников, некоторых высокопоставленных военных. Для которых понятие, как «суд чести» забыто. Судя по их высказываниям.

А летчики… Летчики не погибают. Они просто улетают и не возвращаются. Но становятся небожителями.

Фото предоставлено отрядом «АвиаПоиск» (Владивосток)

P.S. Поиск родных и товарищей Виктора Ивановича Великохатько продолжается.

P.P.S. Справка службы новостей ИД «Алтапресс».

Поисковый отряд «АвиаПоиск» был создан в 2007 году во Владивостоке при общественной организации «ВладПодземСпас». Отряд занимается поиском в Приморской тайге мест катастроф военных самолетов ВВС ТОФ и ДВО, погибших и без вести пропавших в 1930—1970 годах прошлого столетия.

Только самые важные новости сайта altapress.ru! Никакого спама. Подпишитесь!

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Загрузка...
Новости партнеров
Загрузка...
Рассказать новость