Жизнь

Владимир Мазенко: "Ориентированная на читателя редакция – для нашей страны явление уникальное"

Впервые на Алтае с 23 по 25 апреля в Барнауле и Белокурихе будет работать межрегиональный журналистский форум "Формула доверия: диалог на Алтае. Пресса Алтая-2014". Организаторами мероприятия выступают администрация Алтайского края, губернатор Александр Карлин, Союз журналистов России, издательский дом "Алтапресс".

Владимир Мазенко, главный редактор воронежской газеты "МОЁ!"
Владимир Мазенко, главный редактор воронежской газеты "МОЁ!"

На Алтай прибывают участники и эксперты из Москвы, Екатеринбурга, Воронежа, Красноярска, Калининграда, Северодвинска, Якутска и других городов. Круглые столы состоятся в издательском доме "Алтапресс", Алтайском государственном университете и в управлении администрации Алтайского края по печати и информации. В Белокурихе пройдет пленарное заседание форума, будут работать тематические секции.

Работа "Формулы доверия" будет способствовать развитию профессиональной дискуссионной площадки Союза журналистов России, на которой обсуждаются проблемы взаимодействия прессы, власти и общества.

В рамках форума altapress.ru знакомит читателей как с ходом обсуждения проблем, так и с развернутыми материалами участников мероприятия.

Неизменным лидером на рынке воронежских СМИ последние 15 лет является газета "МОЁ!". Главный редактор издания Владимир Мазенко рассказывает о том, как удалось газете завоевать любовь читателей и много лет удерживать марку по-настоящему народной газеты.

Владимир Мазенко,
главный редактор воронежской газеты "МОЁ!":

О будущем печатных СМИ

Владимир Мазенко, главный редактор воронежской газеты "МОЁ!"
Владимир Мазенко, главный редактор воронежской газеты "МОЁ!"

Увы, ежедневным газетам всё труднее выдерживать конкуренцию с интернетом. Но "МОЁ!" – классический городской еженедельник, и у нас ситуация не такая печальная. Конечно, как и у многих других печатных газет во всем мире, тираж газеты в последние годы медленно падал, и сейчас он составляет порядка 75 тысяч экземпляров. Однако я убежден, что ещё долгие годы у читательской аудитории в России будет потребность в еженедельных печатных изданиях. Да и рекламодатели, несмотря на рост онлайновых СМИ, по-прежнему остаются верны печатным изданиям.

В любом случае, будущее СМИ нас не пугает. Сейчас на базе "МОЁ!" мы фактически создали новое медиа – конгломерат онлайн-СМИ с традиционной газетой. Носители информации меняются, но объём потребления информации растет – у читателя всегда будет велика потребность в получении актуальной, объективной и достоверной информации.

Как читатели становятся писателями

Примерно 13 лет назад мы создали электронную версию газеты "МОЁ!", чуть позже наш издательский дом "Свободная пресса" пытался развивать информационное интернет-агентство "Все новости Черноземья". Но потом мы пришли к убеждению, что на базе "МОЁ!" необходимо создавать новый городской интернет-портал, и в 2007 году запустили "МОЁ! Online" в том виде, в каком сайт существует и сегодня, хотя он и пережил уже несколько переделок. Сейчас имеет в среднем уже около 40 тысяч уникальных посетителей в день, причем только за последний год аудитория портала выросла на 50%.

Основа портала – это местные новости, снабжённые комментариями читателей. Мнения посетителей портала, их общение друг с другом по поводу событий и происшествий регионального, общероссийского или мирового масштаба – пожалуй, главная изюминка нашего сайта. Нередко комментарии к материалам сайта (а их бывают десятки и сотни к одной заметке) становятся интереснее самих статей. И тогда они оказываются на страницах газеты. Авторы самых интересных новостей получают гонорары.

Роль читателя традиционных СМИ в последние годы стремительно меняется. Благодаря таким инструментам, как блоги, социальные сети, появившейся возможности оставлять онлайн-комментарии под редакционными материалами, читатели перестали довольствоваться ролью пассивных потребителей информации. У них, как и раньше, есть своя позиция, свои взгляды на происходящее, но теперь к этому добавилась возможность донести своё видение до более или менее широкой аудитории. В "МОЁ!" мы решили, что именно наше СМИ должно стать информационной площадкой, на которой горожане могут свободно обмениваться информацией по интересующим их вопросам. А у редакции сохраняется возможность модерировать эту дискуссию, доносить сформулированную на сайте позицию воронежцев по ключевым городским проблемам, дополненную компетентными мнениями экспертов, до власти.

Я целиком и полностью разделяю мнение гендиректора WAN-IFRA Винсена Пеирэна, высказанное им на открытии Всемирного газетного конгресса в Бангкоке (июнь 2013 года): "Будущее новостной индустрии зависит от того, насколько аудитория будет вовлечена в производство новостей, насколько прочное и активное сообщество читатели составляют". Именно такую задачу мы поставили перед собой несколько лет назад, создавая городской портал "МОЁ! Online".

Сегодня статьи, опубликованные на портале "МОЁ! Online", собирают сотни комментариев в день. Читатели присылают на наш сайт 200-300 сообщений ежедневно, и каждый месяц редакция создаёт по сообщениям читателей не менее 150 материалов, размещаемых как на сайте, так и в газете. Кроме того, мы создаём клуб народных корреспондентов "МОЁ!" из самых активных поставщиков новостей, проводим с ними встречи, пьём чай, торжественно вручаем удостоверения внештатных корреспондентов.

Что касается ресурса в целом, то мы стараемся сделать его более универсальным – на сайте есть не только новости, но и справочные сервисы: афиша, справочник организаций, сервис объявлений. Команда редакторов ведёт активную работу и в соцсетях.

О конкурентах

В Воронеже много заслуживающих внимания изданий, но я убежден, что главный наш конкурент – это не СМИ. Ведь мы ведём отчаянную борьбу за свободное время нашего потенциального читателя не только и не столько с другими СМИ. Человек может провести время с семьей, возле телевизора, в соцсетях, за прочтением хорошей книги, вместе с друзьями, в кафе, кинотеатре – это и есть наши главные конкуренты. В этой глобальной борьбе за время человека мы должны убедить его в том, что наш продукт обладает таким уровнем ценности, что он должен потратить драгоценное время своей жизни именно на нас. Пусть это будет пять минут или полчаса, - мы будем рады в любом случае. Ведь многие СМИ вообще не присутствуют никаким образом в структуре времени современного человека. А вот нам пока удается вклиниваться.

Ещё один наш серьёзный враг – это мы сами, точнее, инертность нашего мышления. Все мы в той или иной степени находимся во власти стереотипов, шаблонов, штампов, клише и так далее. Но как только СМИ начинает идти по пути воспроизводства клише, оно автоматически перестает быть интересным читательской аудитории. Поэтому мы  прилагаем большие усилия, чтобы искать по-настоящему новые темы, при этом рассказывать о них небанально, выстраивать интригующую структуру текста, предлагать нестандартные решения верстки и тому подобное. Ведь иной раз и скучную тему можно подать интересно, точно так же, как и любой блестящий текст можно "убить" примитивной шаблонной подачей.

О взаимодействии с властью

Я бы не сказал, что наши отношения с местными органами власти очень дружеские, но и противостояния нет. Вообще, как мне кажется, правильное СМИ – это площадка, на которой люди обмениваются мнениями, говорят о значимых для сообщества проблемах. Эти проблемы не должны висеть в воздухе, мы должны добиваться того, чтобы они решались, поэтому я убеждён, что ответственные СМИ должны конструктивно работать с властью.

Нередко наши публикации воспринимаются чиновниками как необъективные или критические. Но даже если наш журналист или читатель не разобрался в проблеме и выдвинул ошибочную точку зрения, чиновник , как мне кажется, тем более должен выступить с разъяснениями по теме. А мы ему такую возможность всегда предоставим.  Поэтому я считаю неправильным, когда представители власти обижаются на СМИ.

Мы со своей стороны понимаем, что большинство чиновников – это те же граждане страны, которые также заинтересованы в том, чтобы наша страна была развитой, успешной и сильной. Но не все из них безупречны и идеальны, и не всегда они в состоянии оценить последствия принятия того или иного решения, понять масштаб бедствия и т.д. И в этом случае именно СМИ должны выступать в роли индикатора.

К сожалению, в нашей стране в последние годы шла дискредитация СМИ. Людям вбивали в голову мысль, что журналисты только и делают, что охотятся за жаренными фактами, искажают информацию и так далее. Между тем, и в районках, и в областных, и в федеральных изданиях трудится немало людей, которые каждый день профессионально и скрупулезно исследуют важные для общества темы, и делают своё дело грамотно и достойно, но об этом в обществе почему-то говорить не принято.

О журналистских кадрах

Я убежден, что основа успеха газеты "МОЁ!" – это уникальный коллектив единомышленников, вдохновлённых общей идеей – делать хорошую и нужную воронежцам газету. Казалось бы, все редакции хотят делать хорошую и нужную газету. Но по моим наблюдениям, процентов 90 газет в России делаются вообще непонятно для кого, во всяком случае, точно не для читателей. Ориентированная на читателя редакция – для нашей страны явление уникальное. Таких  редакций от силы несколько десятков на всю Россию. И, конечно, это в том числе и вопрос технологии. Читатель и его интересы должны в действительности учитываться на каждом уровне – от выбора темы для статьи до подписи к фотографии. Не говоря уже про содержательную часть материалов, выбор иллюстраций, особенности верстки и так далее.

Общие профессиональные стандарты и подходы вырабатываются у нас, в том числе, на редакционных планёрках. Здесь каждый волен высказать о материале коллег всё, что он думает. Правда, всегда есть опасность, что журналисты будут друг друга перехваливать, но, как мне кажется, нам этого удаётся избежать. Если начинается разговор всерьёз, то фальшивая комплиментарность из дискуссии быстро улетучивается, и  люди начинают говорить по существу то, что думают. А к замечаниям коллег журналисты прислушиваются даже внимательнее, чем к редакторским.

В России принято ругать журналистское образование. Но я бы не стал кидать в журфак Воронежского университета. На нашем журфаке, по моим наблюдениям, очень много компетентных и современных преподавателей. Другой вопрос, что журналистике, на мой взгляд, невозможно научиться вне стен конкретной редакции. Поэтому чем раньше студент журфака придёт в редакцию, тем быстрее он станет профессионалом.

Справка

Газета "МОЁ!" – независимый еженедельник Воронежской области. Основана в 1994 году. Учредителем является ЗАО ИД "Свободная пресса".

"МОЁ!" – многолетний лидер на воронежском рынке печатных СМИ по данным группы компаний "TNS Россия". Так, по итогам исследования 2013 года среднее количество читателей каждого номера "МОЁ!" составляла 244,6 тысячи человек или 28,2% всей читательской аудитории. Размер полугодовой аудитории составляет более 577,6 тысячи человек.
По данным Института общественного мнения "Квалитас" воронежцы ежегодно называют "МОЁ!" самой интересной воронежской газетой с момента начала подобных исследований, то есть с 1999 года. По итогам 2013 года самой интересной газетой "МОЁ!" назвали 35% опрошенных.

В 2007 году на базе газеты "МОЁ!" создан городской интернет-портал "МОЁ! Online", который за короткий период стал одним из самых посещаемых информационных ресурсов региона (38 тыс. уникальных посетителей в день – данные за март 2014 года). Таким образом, редакция "МОЁ!" перешла на новые профессиональные стандарты, была создана объединённая конвергентная редакция газеты "МОЁ!" и портала "МОЁ! Online".

Коллектив редакции газеты "МОЁ!" отмечен многочисленными наградами на городских и областных профессиональных конкурсах. С 2006 по 2012 год газета "МОЁ!" завоевала 14 наград и знаков отличия на открытом всероссийском конкурсе "Лучшая региональная газета".

Входит в сеть городских еженедельников "МОЁ!"-"Житьё-Бытьё" выходящих в Белгороде, Воронеже, Курске, Липецке и Тамбове общим тиражом более 200 тысяч экземпляров.

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость