Жизнь

Воины 42-й бригады из-под Сталинграда не бежали!

- Боевой путь сформированной в Барнауле 42-й стрелковой бригады начался в январе 1942 года на Северо-Западном фронте. Соединение под командованием Героя Советского Союза Матвея Батракова хорошо показало себя в боях с упорно оборонявшей позиции Демянской группировкой, но было окружено и с тяжелыми боями выходило к своим. А уже в сентябре 1942 года пополненная моряками Волжской военной флотилии бригада сражалась под Сталинградом. На Мамаевом кургане бригада почти полностью полегла, был тяжело ранен комбриг - полковник Батраков, погибли комиссар и начальник штаба. После этого остатки бригады были переправлены за Волгу. В боях за Сталинград отличился 4-й батальон старшего лейтенанта Федора Жукова. Оставшиеся в живых 17 человек успешно отбили все атаки противника. Несколько сотен немцев ничего не могли сделать против горстки храбрецов! - рассказывает Кирилл Андрюков.

В середине октября пополненная 42-я стрелковая бригада, которой командовал теперь полковник Зот Горбачев, опять была переправлена в Сталинград. Здесь она сражалась в составе 62-й армии генерала Василия Чуйкова, понесла большие потери и в ноябре вновь была выведена на восстановление. В марте 1943 года за мужество и отвагу, проявленные в боях под Сталинградом, бригада была награждена орденом Красного Знамени.

После укомплектования в Сталинград она уже не вернулась, но в июле 1943 года была послана в район Курской дуги, где в составе 60-й армии прославленного генерала Ивана Черняховского была развернута в 226-ю стрелковую дивизию. От Курской дуги она дошла до Чехословакии и преумножила славу сибиряков. 25 ее воинов стали Героями Советского Союза.

Но есть люди, которые подвергают сомнению заслуги алтайского соединения. В книге "Год 1942-й - учебный" Владимир Бешанов заявляет, что 21 сентября 1942 года "их остатки (имеются в виду 42-я и 92-я стрелковые бригады) отступили за Волгу, причем первыми, бросив войска, бежали с поля боя штабы. Впоследствии командиров и комиссаров обеих бригад трибунал приговорил к высшей мере наказания".

Насколько это заявление соответствует действительности?

О чем рассказали фронтовые сводки

Ответ на этот вопрос Кирилл нашел, проследив участие 42-й стрелковой бригады в Сталинградской битве по документам Генерального штаба Красной Армии. Вот какие сведения приводятся в его работе.

По оперативной сводке № 249 от 6 сентября 1942 года, "…42-я стрелковая бригада заняла оборону в районе участка № 6 - ст. Дубовая - уч. №5". Из оперативной сводки №252 от 9 сентября узнаем, что "42-я стрелковая бригада и 244-я стрелковая дивизия вели напряженные бои и под давлением превосходящих сил противника оставили район больн. - выс. 147,5 - Садовая". Только-только прибыв на место дислокации, 42-я стрелковая бригада была вынуждена вести тяжелые бои. Понятно, что времени для закрепления было мало, поэтому пришлось оставить позиции и отступить. В сводке № 255 от 12 сентября 42-я стрелковая бригада отдельно не фигурирует. Но фраза "Положение остальных частей армии осталось без изменений" относится и к ней. Следовательно, воины с Алтая укрепились на своих позициях.

В сводке № 256 от 13 сентября говорится, что "42-я стрелковая бригада оборонялась на рубеже Вост. ската высоты 133, 414 км южн. н… Сталинградский - (иск.) отм. 50,7. Левофланговые подразделения бригады с 15.00 12.09 вели бои с противником силою до двух батальонов пехоты". Данных о 62-й армии за 13 сентября (оперативная сводка № 257) не поступало. Как раз этот день для обороны Сталинграда был критическим. Но для бригады одним из самых тяжелых дней стало 18 сентября (сводка № 262): "…42-я стрелковая бригада понесла большие потери, к исходу дня 18.09 отошли в район садов в 300 м южнее вокзала № 1". Уже к 21 сентября от нее мало что осталось. Сводка № 265 от 22 сентября повествует, что "остатки 42-й вели бой на улице Пушкинская у реки Царица". Сводки от 22 и 23 сентября стабильно указывали на то, что 42-я стрелковая бригада держит оборону улицы Пушкинской на северном берегу Царицы.

В сводке № 270 сообщается, что на 8.00 утра 27 сентября "остатки 272-го стрелкового полка 10-й стрелковой дивизии НКВД, 1/42-го гвардейского стрелкового полка, а также части 42-й и 92-й стрелковых бригад в течение всего дня 26.09 вели тяжелые оборонительные бои с превосходящими силами противника, наступавшими с юга к устью р. Царица и со стороны вокзала в направлении Центральной пристани. Фронт этих частей был противником прорван. Части отошли в восточном направлении и заняли новые позиции. Положение их уточняется".

Таким образом, документы свидетельствуют о том, что бригада не покинула своих позиций и 26 сентября, а продолжала обороняться.

В героизме сибиряков сомневаться не приходится, делает вывод студент-исследователь. Несмотря на потери до 80% личного состава, 42-я стрелковая бригада оставила правый берег Волги только 27 сентября (а не 21-го, как указывает Бешанов). Волгу перешли разрозненные группы. Но бригаду пополнили и снова ввели в бой. И она оказалась способной не только обороняться, но и наступать. "42-я стрелковая бригада, медленно продвигаясь вперед, к исходу дня 2.10 овладела северо-западной частью поселка Баррикады" (сводка № 276). Донесения следующих дней говорят о больших потерях бригады. В конце концов речь начинает идти не о бригаде, а о ее остатках. Но сибиряки и здесь выстояли, а выстояв, победили.

Войска 62-й армии отстояли Сталинград. Маршалы Василий Чуйков и Николай Крылов высоко оценивали мужество наших земляков, сражавшихся в ее составе: 42-й и 149-й стрелковых бригад из Барнаула, 284-й томской и 308-й омской стрелковых дивизий. Бок о бок они бились за Мамаев курган, вместе делили радость победы и горечь утраты боевых товарищей. Когда войска 21-й армии соединились с 62-й в районе Мамаева кургана, на острие главного удара генерала Ивана Чистякова была 52-я гвардейская стрелковая дивизия, которой командовал генерал-майор Нестор Козин. В составе той же армии в город вошла 298-я стрелковая дивизия (будущая 80-я гвардейская) под командованием генерал-майора Николая Васильева из Барнаула.

Кирилл Андрюков

Историей Великой Отечественной войны Кирилл Андрюков увлекся еще мальчишкой. Уже в школьные годы его настольными книгами стали двухтомник "Сталинградская битва. Хроника, события, факты", сборники материалов о боях под Москвой и на Курской дуге. Знания, полученные из книг, дополняли рассказы дедушек и бабушек, переживших войну, трудившихся на победу в тылу и на фронте. С годами, во время учебы на историческом факультете АлтГУ, увлечение переросло в профессиональный интерес.

- Поводом еще раз тщательно проанализировать боевой путь сформированной на Алтае 42-й стрелковой бригады стало знакомство с книгой Владимира Бешанова "Год 42-й - учебный", в которой, на мой взгляд, в весьма идеологизированной форме преподносится история Второй мировой войны, умаляются заслуги советского народа и его военачальников в победе над фашизмом, - рассказывает Кирилл. - Изучив содержание оперативных сводок, относящихся к сталинградскому периоду, я понял, что Бешанов допустил фальсификацию истории. И эта фальсификация касается моих земляков - командиров и бойцов 42-й стрелковой бригады. В частности, в книге утверждается, что воины соединения бежали с полей сражений, а комбриг Герой Советского Союза Матвей Степанович Батраков был расстрелян по приговору трибунала за дезертирство.

На самом деле Матвей Степанович прошел через всю войну и умер в 1995 году в Рубцовске. Я тогда отдыхал в Рубцовске у родственников и своими глазами видел в местной газете некролог о его смерти. В Сталинграде Батраков был тяжело ранен и эвакуирован за Волгу. После выздоровления его направили на учебу в академию Генерального штаба. Окончив ее, командовал 59-й стрелковой дивизией на Дальнем Востоке, участвовал в войне с Японией. После войны некоторое время служил в кадрах Советской Армии, потом уволился в запас и жил в Рубцовске, откуда родом и где формировался его 721-й стрелковый полк прославленной 5-й гвардейской дивизии.

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость