Читайте нас в соцсетях
  • Наш канал в дзене
Жизнь

Взятие Парижа. Воспоминания барнаульских героев ретроралли

Барнаульцы Борис Лыткин и Евгений Смирнов — единственный российский экипаж V международного ретроралли «Пекин — Париж» — наконец-то вернулись домой. В Барнаул они привезли кубок за третье место в подклассе автомобилей с объемом двигателя до двух литров и седьмое — в общем зачете классических автомобилей 1942−1975 года. Позади 33 дня соревнований и еще почти столько же дней дороги из дома и домой по маршрутам Барнаул — Пекин и Париж — Барнаул. Вместе с Лыткиным и Смирновым в Париж на «Волге 3110» ехал сопровождающий экипаж во главе с руководителем Алтайской федерации автомобильного спорта Сергеем Поспеловым. О том, что пришлось пережить им во время ралли, участники рассказывают читателям.

— Поскольку стояла серьезная задача, все мысли были связаны с соревнованиями, мы даже не думали, хотелось ли нам в дороге где-нибудь остановиться, подольше задержаться. Даже после финиша в Париже расслабления не наступило: все улетали домой на самолетах, отправив автомобили контейнерами, нам же еще предстояло восемь тысяч километров самостоятельно проехать обратно — заказывать авиаперевозку автомобиля оказалось дорого. Иностранцы смотрели на нас как на героев: для них преодолеть такой маршрут — подвиг.

Мы видели устройство дорог, пейзажи, но общения с местным населением практически не было. Во-первых, сказывался языковой барьер: только начинаешь в Германии «въезжать» в немецкий, позавтракал — а тут уже Польша… Во-вторых, ралли — это определенный ритм, главное — успеть отдохнуть и ехать дальше.

Сейчас при просмотре фотографий истории начинают всплывать. Каждые 33 дня пути возникали и серьезные проблемы, и комические ситуации. Вот, например, фото ванны в номере люкс, внутри которой лежат колеса: основной ремонт самого старого автомобиля — участника ралли Ford-T, выпущенного в 1913 году, заключался в том, чтобы снимать деревянные обода и на ночь замачивать — иначе они рассыхались. Наблюдать за этим было забавно, но для экипажа «Форда» это была тяжелая ежедневная работа.

На нашем «Москвиче», к счастью, крупных ремонтов не было: заменили в профилактическом режиме коробку передач — четвертая скорость вылетала, шаровую опору и два амортизатора — но это мелочь, текущие вещи по сравнению с тем, как другим участникам приходилось проводить серьезные ремонты подвески — со сваркой, токарными работами.

Кто-то выставил в Интернете «голосовалку», делали ставки на нас: «не доедут до Пекина», «доедут, но не смогут стартовать». Приятно, что больше 60 процентов проголосовали за то, что мы займем первое место.

Азиатский путь

— В Китае большие проблемы с заездом на территорию страны на личном автомобиле. По правилам заезд должен осуществляться колонной, в которой будет не меньше двух автомобилей. Три месяца ушло на то, чтобы найти в документах маленький пунктик, позволяющий решить эту проблему. На границе с Китаем нас уже ждал сопровождающий — Сергей Поспелов предварительно нашел в Китае фирму, которая выполнила свои услуги от и до. Тут же нам вручили права, китайскую страховку, повесили знак. Все формальности были соблюдены, и у нас нигде не возникло проблем, связанных с документами. К началу ралли в Пекине стояла жара: температура воздуха была выше тридцати. Мы не столько на дорогу смотрели, сколько на стрелку, показывающую температуру двигателя, — 115 градусов, пытались ее взглядом остановить. Чтобы сберечь двигатель от перегрева, ехали в такую жару еще и с включенной печкой. Грелись очень сильно многие машины.

Но настоящим испытанием стала Монголия — ехать здесь со средней скоростью 50 км в час, как ехали в других странах, — это смерть, здесь у всех участников ралли были самые серьезные поломки, некоторые даже сошли с дистанции. Мы тоже несколько дней тянули со сломанными амортизаторами, ждали, пока наши друзья доставят запчасти.

Еще когда ехали в Китай на начало соревнований, Монголия нас очень тепло приняла: совершенно неожиданно позвонил в гостиницу монгол Бояр, прекрасно говорил по-русски, попросил о встрече. Мы удивились. Оказалось, он специализируется на торговле, в том числе шинами, и одновременно является представителем разных автомобильных компаний в Монголии. Мы вместе провели прекрасный день: он нам показал свою фирму, познакомил с женой, детьми, устроил торжественный обед, сводил нас к ритуальной пирамиде из камней, вокруг которой нужно было несколько раз обойти на удачу.

То, что мы проехали по Монголии еще до старта соревнований, нам, конечно, помогло — мы знали, к чему готовиться.

Главное богатство

— В Россию многие иностранцы ехали с опаской. Итальянцы даже наняли охрану, чтобы избежать возможных неприятностей: в мире сложилось представление, что Россия — закрытая, агрессивная страна и в ней можно всего ожидать. Правда, потом многие были удивлены добротой и открытостью русских — многим у нас помогали с ремонтом авто и совершенно не брали за это деньги. Нам потом говорили: «Господин Путин не знает, какими богатствами он обладает, — это люди». Нас даже когда на трассе инспектор за превышение скорости остановил (обгоняли, не заметили знак), штрафовать не стал, сказал — рука не поднимается.

Нам вообще на хороших людей везло: в европейском городе очень легко заблудиться — на участке в 50 метров может быть три поворота на другие улицы. Однажды ночью стоим на улице во французском городке — навигатору не объяснишь, что дорога перекрыта, пытаемся изучить какую-то карту на автобусной остановке и слышим: «Мужики, вы че, заблудились?» Оказалось, русский эмигрант, помог, подсказал нам дорогу к гостинице.

Что еще в Европе больше всего поразило, так это множество людей в инвалидных колясках на встречах с нами: старушке лет под сто, ее дедушка такого же примерно возраста везет, а она потом пьет шампанское! Она жизни радуется!

Свое алтайское ралли

— На самом деле после этого мероприятия у нас долги, которые мы еще долго будем отдавать, — участие в соревнованиях обошлось нам почти в четыре миллиона рублей. Мало кто из предполагаемых партнеров верил в то, что мы проедем и тем более займем третье место в своей группе. Мог, например, Барнаульский шинный завод в своей рекламной кампании использовать тот факт, что «Москвич» участвовал в ралли на их резине? Но когда мы к ним обратились с просьбой выделить нам шины, этот вопрос решался черт знает сколько времени и так до конца и не решился, купили резину сами. То же касается фирм, торгующих бензином, — для любой компании это небольшая сумма. Зато московские ребята, услышав о том, что мы единственные из России участвуем в ралли, предложили поставить на нашу машину хорошие амортизаторы — они свою выгоду увидели.

Мы, когда к соревнованиям готовились, поняли, что машину сделать, оказывается, не проблема. Но нужна поддержка, команда, которой можно поручить определенную задачу и быть спокойным за то, что она будет правильно выполнена. И такая команда у нас сформировалась. Сейчас у нас есть планы провести свои соревнования: уже было пристрелочное ралли «Седой Алтай», здорово было бы организовать маршрут через Алтай и Хакасию до Байкала. Теперь, когда клубы по всей России увидели, что участвовать в ралли на ретромашинах вполне реально, они тоже загорелись этой идеей: нам сейчас каждый день по 10−15 сообщений из разных автоклубов приходит, советуются. Это очень радует.

Цифра

28 352 километра — такое число значится на спидометре автомобиля «Москвич-412"после путешествия (Барнаул — Пекин, Пекин — Париж, Париж — Барнаул).

Барнаульский экипаж ралли «Пекин — Париж»

Борис Лыткин, 57 лет. За рулем 40 лет. Первый автомобиль — ЗИС 355М с деревянной кабиной. В настоящее время управляет Toyota Vista. По профессии автомеханик.

Евгений Смирнов, 57 лет. За рулем 41 год. Первый автомобиль — «Москвич-412». В настоящее время управляет микроавтобусом Mercedes-Benz. По профессии инженер-механик.

Сергей Поспелов, 57 лет. За рулем 40 лет. Первый автомобиль — «Иж-2125» («Иж-комби»). В настоящее время управляет Toyota Corolla 1993 г. в. Занимает должность слесаря-ремонтника в профессиональном училище № 16, организатор клуба «Дедушкин гараж».

Подписка на еженедельную рассылку самых полезных новостей
Пользователь согласен на получение информационных сообщений, связанных с сайтом и/или тематикой сайта, персонализированных сообщений и/или рекламы, которые могут направляться по адресу электронной почты, указанному пользователем при регистрации на сайте.

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Загрузка...
Новости партнеров
Загрузка...
Рассказать новость