Жизнь

31 января – 100-летний юбилей почетного железнодорожника Алтая Ивана Иванникова

В годы Великой Отечественной войны и послевоенных пятилеток этот человек прославился на всю Сибирь умением скоростного вождения тяжеловесных составов. А еще он был одним из зачинателей алтайского спорта. О его трудовых и спортивных победах в 1920–1950-хгодах в Барнауле ходили легенды. Например, рассказывали, что в дни футбольных матчей на первенство края нападающий "Локомотива" Иванников непременно оказывался на поле, даже если не успевал к началу игры вернуться из рейса. На перроне форварда железнодорожников ждала дежурная машина, и к концу второго тайма он посылал в ворота противника два-три мяча. Зимой ситуация повторялась на хоккейных матчах...

Ивана Ивановича Иванникова уже почти три­дцать лет нет в живых. Напомнить о его юбилее жителям края решил внук героя Георгий Иванников.

Георгию 26 лет. Он окончил АлтГТУ по специальности "Строительно-монтажное оборудование", работает инспектором в Барнаульских тепловых сетях. А в свободное от работы время собирает свидетельства людей, знавших деда.

– Я родился уже после его смерти и очень жалею, что мы разминулись во времени, – признается Георгий. – В детстве наивно считал, что дед – это человек, который может сводить в кино или на стадион, купить сок или мороженое. В 15 лет понял: мой дед – личность. И даже целая эпоха.

Прозрение пришло в 1997 году, в дни празднования 60-летия Алтайского края. Тогда в дом Иванниковых звонили многие люди. Поздравляли, говорили, что Иван Иванович – часть истории края. Среди прочих – бывший председатель Барнаульского горисполкома и начальник ГУВД Алтайского края генерал-майор Иван Налетов.

– Мне стало интересно: откуда у деда, простого машиниста, такие высокопоставленные друзья, – вспоминает Георгий. – Оказалось, генерал в прошлом тоже был машинистом, работал в одном с дедом Барнаульском паровозном депо. От Налетова я узнал, за что дед в 1945-м получил боевую награду – орден Великой Отечественной войны I степени. У деда была бронь, но нередко он доставлял на фронт продукты, медикаменты, а оттуда забирал больных и раненых. Однажды состав атаковали немецкие самолеты. Но эшелон продолжал идти, прибавляя ход. Дед вообще мастерски водил тяжеловесные поезда, а в годы войны увеличил среднесуточный пробег вдвое…

Но больше всего восхищает Георгия в его героическом предке умение сделать самого себя. Оставшись после гибели отца единственным мужчиной в семье, Иван Иванович в 12 лет пошел трудиться в депо, стал кормильцем для матери и пятерых сестер. Затем учился в профтехшколе, служил в Красной Армии и снова вернулся в депо. Одним из первых на Алтае (в 1923 году) вступил в комсомол, потом в партию, стал членом Барнаульского горкома КПСС, депутатом краевого Совета. А выйдя на пенсию, построил лыжную базу ДСО "Локомотив". По инициативе ветерана алтайского спорта к базе проложили железнодорожную ветку, и по выходным дням туда отправлялись "поезда здоровья". А обихаживала, топила базу, грела чай, смолила лыжи вся большая дружная семья Иванниковых. 

Справка

Иван Иванович Иванников (31.01.1909 – 5.02.1981) – почетный железнодорожник СССР, кавалер орденов Ленина, Великой Отечественной войны, Трудового Красного Знамени, медалей "За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг." и "За трудовое отличие". 

Иванниковы – трудовая династия Барнаула. Здесь проживают трое детей юбиляра и восемь из девяти его внуков (девятый, самый старший, Игорь Иванников, – эстрадный певец и продюсер, экс-солист группы "Доктор Ватсон", – живет и работает в Москве). Многие из потомков и родственников прославленного машиниста связали судьбу с железной дорогой.

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость