На федеральном уровне Общественная коллегия по жалобам на прессу существует больше 10 лет, и за это время она рассмотрела десятки жалоб на публикации в газетах и на сайтах, на телевизионные выпуски.
Садоводческое товарищество из Подмосковья считало, что его выставили в негативном свете на всю Россию. Руководитель тренингового центра полагал, что газетчики исказили смысл его слов. Представитель гостиницы "Колос" из Тюмени возмутился тем, что гостиницу опорочили, назвав "клоповником" и "гадюшником".
По этим и многим другим спорам люди обращались не в суд, а в коллегию. "Коллегия занимается информационными спорами всего двух категорий: теми, которые имеют под собой профессиональный этический конфликт, и нарушение прав человека в сфере массовой информации", - объясняет представитель коллегии Юрий Казаков. Однако все жалобы рассматривать в Москве трудно.
Юрий Казаков,
зампредседателя палаты медиа-аудитории
Общественной коллегии по жалобам на прессу:
Гораздо лучше, гораздо тоньше жалоба может быть услышана там, где она "произведена". Хотя, если это жалоба на федеральные каналы, скажем, на НТВ, может быть, ее и надо передать в Москву, где привыкли рассматривать жалобы на НТВ.
Западно-Сибирская коллегия — третья региональная структура: в 2015 году своя коллегия появилась в Казани (действует в Татарстане), в начале 2016 года — на Урале (Свердловская и Тюменская области). "Не будем регулировать себя сами, нас будет регулировать государство", — так объясняли необходимость создания коллегии ее участники.
По замыслу инициаторов (а это ИД "Алтапресс"), Западно-Сибирская коллегия распространит свою юрисдикцию на шесть регионов - Алтайский край, Кемеровскую, Новосибирскую, Омскую и Томскую области и Республику Алтай. При этом в каждом регионе будет свой состав "общественных судей", но все они будут частью Западно-Сибирской коллегии. Центром новой структуры будет Барнаул. Представители этих регионов и провели 8 июня учредительную конференцию по создании Западно-Сибирской коллегии.
Региональные коллегии — не "дочки" федеральной, поясняет Юрий Казаков. Тем не менее, формируются они, что называется, по ее образу и подобию. Как и федеральная коллегия, Западно-Сибирская состоит из двух палат. Одна из них (палата медиа-сообщества) представляет интересы СМИ, другая (палата медиа-аудитории) — это, собственно, позволяет при рассмотрении дел соблюдать баланс интересов обеих сторон спора.
Надо сказать, что решения коллегии не носят обязательного характера. И если обе палаты придут к выводу: СМИ нарушила профессионально-этические стандарты или права обратившегося к ним человека, она может лишь предложить этому СМИ опубликовать решение. Более того, коллегия не выносит решений о взыскании материального ущерба. Какой резон в нее обращаться?
Мотивов может быть много, и самый частый — получение моральной сатисфакции.
Каринэ Назаретян,
эксперт Общественной коллегии
по жалобам на прессу:
Года два назад на публикацию пожаловался врач — по его мнению, газета, не проверяя факты, написала, что он попытался кого-то убить. В частном разговоре он пояснил, что не хотел бы тратить время и деньги на рассмотрение спора в суде, но ему важно, чтобы профессиональное сообщество приняло решение, что публикация не соответствует профессиональным этическим стандартам. Решение было принято в его пользу. И он сказал, что разошлет его всем своим друзьям и знакомым, которые прочитали статью. Чтобы объяснить им: это не он, а профессиональное сообщество говорит, что статья не соответствует стандартам.
Войти в палату медиа-аудитории согласились известные люди. Среди них, например, врач, член-корреспондент РАН Яков Шойхет, профессор АлтГУ Юрий Чернышов, председатель Алтайского третейского суда Юрий Холоденко, председатель правления Алтайского союза предпринимателей Юрий Фриц.
В палате медиа-сообщества будут работать гендиректор "Алтапресса" Юрий Пургин, директор ГТРК "Алтай" (филиала ВГТРК) Олег Говорщенко, главред "Алтайской правды" Олег Купчинский и ряд других. С коллегией готовы сотрудничать и эксперты, среди которых Валентина Мансурова, профессор факультета массовых коммуникаций АлтГУ, и Ольга Матвеева, директор лингвистического экспертно-консультационного центра "Лингва-Эксперт".
В окончательном виде палаты еще не сформированы — переговоры о сотрудничестве с Западно-Сибирской коллегией в регионах продолжаются, и, видимо, будут завершены ближе к осени.
Как это работает?
О том, как работает Общественная коллегия, рассказал Юрий Казаков.
1. Коллегия получает жалобу и предлагает заявителю подписать с ней соглашение о признании ее юрисдикции. Вне зависимости от того, какое решение будет принято коллегией, он не имеет права обращаться в суд и другие госорганы за разрешением спора. Такое же предложение направляется и адресату. Если адресат не подписал на соглашение, не пришел на рассмотрение жалобы, коллегия может освободить заявителя от обязательства не обращаться в суд.
2. Жалоба отправляется адресату.
3. Адресат получает предложение отреагировать на жалобу и представить свое видение информационного спора. На это ему дается месяц.
4. Если ответа от адресата нет, жалобу рассмотрят без адресата.
5. Первый этап рассмотрения жалобы: открытый. На нем присутствуют заявитель и адресат жалобы (если он есть), члены коллегии и эксперты. Заседание может состояться, если на нем присутствуют представители обеих палат — медиа-сообщества и медиа-аудитории. Заслушиваются мнения, идут дискуссии. Заседание снимается на видео-камеру и вывешивается на сайте коллегии.
6. Закрытый этап: если коллегия не примет решение сделать этот этап открытым, решение принимается за закрытыми дверями.
7. Выработка окончательного решения: от 7 до 20 дней.
8. Окончательное решение вывешивается на сайт Общественной коллегии по жалобам на прессу. На федеральном сайте будут публиковаться и решения региональных коллегий.
9. Адресат жалобы, который признан нарушителем и который признал юрисдикцию коллегии, обязан опубликовать решение у себя.
Мнения
Юрий Холоденко,
председатель Алтайского третейского суда,
управляющий партнер "Юридического центра Де-Конс":
В 1990-е годы любые дела, связанные со спорами со СМИ, как мне казалось, рассматриваются истцами через призму зарабатывания денег. Хочется верить, что сейчас от этой идеи в значительной степени отказались. Раз зарабатывание денег ушло на второй план, а цель — понять, кто прав, кто виноват с позиции этики, но не всегда с позиции права, то вот такой орган сможет эти ситуации рассматривать. И в какой-то степени он мог бы разгрузить суды.
Ольга Матвеева,
директор лингвистического
экспертно-консультационного центра
"Лингва-Эксперт":
Создание такого рода коллегии — свидетельство взросления, как медиа-сообщества в целом, так и гражданского общества. Многое мне непонятно, как это будет действовать, но буду рада, если смогу быть полезной в работе.
Вадим Речицкий,
главный редактор газеты
"Кузнецкий рабочий" (Новокузнецк):
Я со сдержанным пессимизмом отношусь к этой затее. Но надо попробовать — где-то же это работает. К хорошему надо стремиться. Готов участвовать. У меня постоянно 3-4 судебных дела идут (к счастью, за восемь лет всего одно дело проиграно), был бы рад, если бы дел стало меньше. Со своей стороны буду максимально пиарить это "заведение", чтобы обращались туда.
Андрей Мотовилов,
главный редактор "Омской правды":
Это очень важное дело для журналистов, для редакций. Судя по интенсивной работы "взбесившегося принтера", редактор, руководитель СМИ, должен не только хорошо править тексты и формировать повестку дня, но еще и должен каждый материал рассматривать через призму юриспруденции. Я с удовольствием приму активное участие в работе коллегии, и то, что будет требоваться от меня, буду делать.
Николай Витовцев,
главный редактор газеты "Постскриптум":
Какие ожидания от работы коллегии? Мы делаем все не для того, чтобы прославиться, а для читателей. И важна реакция с их стороны. Истец и ответчик могут общаться не обязательно в зале суда. Это было бы интересно, а для журналистов это был бы полезный опыт - встречи с героями.
Справка
Одна из недавних жалоб в коллегию напрямую касается ИД "Алтапресс": в фильме "Должники госдепа", показанном телеканалом НТВ, утверждалось, будто бы, получив иностранные кредиты, несколько российских медиа-структур (включая "Алтапресс") теперь "пляшут под дудку" своих кредиторов из США, указывающих им, что нужно критиковать официальную власть.
Авторами жалобы были представители упомянутых в фильме СМИ ("Алтапресс", "Якутск вечерний", "Челябинский рабочий", ТРК "ТВ-2"). Эксперт коллегии подробно описал технологию введения в заблуждения неискушенного зрителя и манипулятивные приемы воздействия на аудиторию.
"Коллегия определяет жанр изученного ею материала как заведомо ложный донос, как осуществлённую негодными, не применяемыми в честной журналистике средствами попытку подорвать доверие граждан не только к конкретным лицам и средствам массовой информации, составляющим гордость российской журналистики, но и к независимым средствам массовой информации как таковым" , — это один из девяти выводов, к которым пришли члены Общественной коллегии.
По мнению коллегии, фильм распространяет сведения, не соответствующие действительности и порочащие деловую репутацию. Однако участие в разбирательстве сама телекомпания НТВ проигнорировала и не признала юрисдикцию коллегии.
Самое важное - в нашем Telegram-канале