Экономика

Фотофакты. Как и зачем москвич создал на Алтае молочный мини-завод

Поступок Владимира Никитченко кто-то мог бы назвать сумасшедшим. Шесть лет назад успешный управляющий сети китайских ресторанов в Москве решил все продать, переехать в отдаленное село Куяган Алтайского края и открыть здесь молочное производство "Варварино лукошко". Насколько успешным оказался этот бизнес и какие у него перспективы, предприниматель рассказал в интервью altapress.ru.

Владимир Никитченко.
Владимир Никитченко.
Анна Зайкова

— Владимир Владимирович, ваш молочный бизнес начался почти шесть лет назад. Можете ли вы сейчас назвать его коммерчески успешным?

Директор крупного алтайского хозяйства рассказал о производстве, кредитах и сельской жизни

— Да, конечно. Но дело в том, что 100% всей прибыли уходит на реинвестиции. И развитие у нас идет не в плане количества, объемов производства, а качества. Это поддержание своего традиционного ассортимента на хорошем сельском уровне. На сегодняшний день мы выпускаем цельномолочную продукцию, мягкие сыры. С 2014 года начали производить два вида сыровяленой колбасы, аналогов которой практически нет в регионе.

Помимо этого, мы поставили собственное дойное стадо и на 70% обеспечили производство собственным сырьем. Раньше такого не было: доходило до того, что в зимнее время переработка была загружена всего на 25–30%. На сегодняшний день нашу молочную ферму можно назвать технологичной. В ближайшее время планируем докупить коров. Я рассчитываю, что к началу следующего года мы будем полностью обеспечены собственным сырьем. Колбаса также делается из собственного мяса: у нас есть небольшое поголовье мясного скота. Таким образом мы выстраиваем полноценное предприятие замкнутого цикла.

— В одном из своих интервью вы рассказали, что к вам регулярно приезжают перенимать опыт молочных мини-заводов. С чего начинается такой бизнес и какие требуются инвестиции на первом этапе?

— Начинается все с желания и общего понимания проекта. Вначале у меня было видение гораздо уже, чем есть сейчас. В целом же каждый проект индивидуален. Если у предпринимателя есть свое помещение, это один вопрос. Тогда затраты будут меньше. Мы строили все с нуля, поэтому молочный цех обошелся в 4,5 млн рублей. Сейчас, чтобы запустить аналогичное производство и обеспечить доставку продукции, нужно порядка 10 млн рублей. Опять же, кто-то может построить цех и за 5 млн рублей. Много средств уходит на строительство помещения, транспорт. Сейчас "Газель" стоит 1,2 млн руб­лей. Когда мы ее приобретали, цена была 700 тыс.

— Охарактеризуйте свое предприятие. На какие объемы по переработке вы уже вышли и будете ли их увеличивать?

— Мы — микропредприятие, способное перерабатывать 1,2 тонны молока в день. Зимой этот показатель традиционно снижается. Это парадоксальная ситуация: потребление в этот период нарастает, а объем сырья падает. Происходят постоянные колебания и по цене на сырье. Летом оно стоит 13–14 рублей, а зимой — до 22 рублей. Также поднимать цену на готовую продукцию мы не можем. Вообще за шесть лет существования предприятия стоимость нашей продукции менялась всего три раза. Да, мы работаем в премиум-сегменте. Но наши покупатели на это согласны, они понимают, что сегодня, и завтра, и послезавтра они гарантированно будут получать продукцию гарантированного качества. В этом вся суть успеха.

— Как вы видите свое развитие на ближайшие пять лет?

— Объемы переработки сырья мы увеличивать не будем, но расширим ассортимент. Покупатели просят кисломолочную продукцию: кефир, йогурт. Может, будем выпускать айран. Что касается мясного направления, то здесь тоже планируем развивать линейку и делать хорошую тушенку. Пробные варианты мы уже изготовили. Честно, я такой вкусной тушенки не ел с детства. В магазинах ее точно нет. А вообще, постоянная стабильность в качестве — это и есть главное направление развития.

Молоко с доставкой на дом

— Мне интересен вопрос брендирования фермерской продукции. Подскажите, как родилась ваша торговая марка и сколько средств вы направили на ее продвижение.

Самый лучший год. Что стоит за рекордным производством сыра и сырных продуктов на Алтае

— Торговая марка рождалась легко: посидели семьей, чай попили, подумали. Мне показалось, что имя Варвара хорошо звучит. Лукошко ассоциируется с какими-то дарами. Так и родилось "Варварино лукошко". Самое удивительное, что у нас в семье даже ни одной Варвары нет. Сейчас думаю: внучка родится, обязательно Варварой назову.

На рекламу и продвижение мы вообще не тратим денег. Реклама — двигатель торговли, когда есть острая необходимость в продажах. Самое интересное, что у нас все и так продается. В первые годы мы активно участвовали в выставках, ярмарках. Сейчас я не вижу в этом большой необходимости.

Что касается самого брендинга, то, я полагаю, фермерской продукции он необходим. Под нее пытаются подстроить много другой продукции, не являющейся таковой. В Москве недавно открыли большую сеть по продаже деревенской продукции. Но, честно сказать, у меня есть сомнения, что она ею действительно является. Сейчас все кому не лень пишут слова "фермерская продукция".

— Вы говорите, что у вас нет проблем с продажами, а какие варианты реализации вы для себя выбрали?

— Основная реализация идет через розничные магазины. Порядка 30% всей продукции — через магазины "Аникс" в Бийске и Белокурихе. Еще 30% продукции торговый представитель развозит по магазинам Барнаула. 10% приходится на интернет-магазины. Оставшееся забирают компания "Курорт Белокуриха" и приезжающие в Куяган туристы. Уже в частном порядке отгружаем раз в две недели молочную продукцию жителям одного микрорайона Новосибирска.

— Наверное, вашу продукцию реализуют преимущественно небольшие магазины?

— Нет. Например, супермаркет премиум-класса "Лэнд24" ею торгует. Хорошо берут эту продукцию мини-пекарни. По-моему, это очень удобно. У покупателей появляется возможность зайти за горячим хлебом и купить тут же свежего деревенского молока.

— А интернет-магазины, почему такая малая доля приходится на них?

— У нас люди еще не привыкли, кроме пиццы и суши, что-то заказывать с доставкой. Хотя в Москве уже десять лет работает портал "Мадам Му", который занимается торговлей натуральной молочной, мясной и хлебобулочной продукцией. У них только по Москве работает более 150 машин с доставкой. Там это работает. А у нас люди больше привыкли за молоком на базарчик сходить или в магазин у дома.

— Какие рынки для вас еще кажутся перспективными? Будете расширять свое присутствие, например, в Барнауле?

Фотофакты. Алтайский производитель молока займется непрофильным туристическим бизнесом

— Если мы будем расширять свое присутствие где-то еще, нам не хватит своей продукции. Если увеличим объемы для Барнаула, придется уменьшить для Бийска. А потребитель к ней уже привык. У нас на каждой этикетке есть прямой телефон. Если вдруг что-то, люди сразу звонят. Первое время были постоянные обращения со словами: "Спасибо, что напомнили вкус детства". Кто-то критиковал. Но сейчас критики стало гораздо меньше. Был случай: молоко пастеризовали, а оно прокисло. Продукция в этот день в магазины не поступила. Звонков 30, не меньше, поступило сразу.

— Такой непосредственный диалог с покупателями — это несомненное преимущество небольшого производства. А какие вы видите минусы?

— Никому такого не пожелаешь. Надо быть большим энтузиастом своего дела. В нашу деревню когда заезжаешь, сразу понимаешь, что вынужденно здесь жить невозможно. Можно только любить это место и дело, которым ты занимаешься. У меня шесть лет нет выходных. Я только в этом году делегировал часть полномочий. До этого три раза в неделю мне надо было принять заявки, проконтролировать отгрузку, оформить документы на 50 контрагентов.

Сейчас стало проще. Моя жена — бухгалтер. Главный технолог — это мой друг детства. Дочь Анна с зятем являются нашими торговыми представителями в Барнауле. Так что у нас тут настоящая коммуна.

Специальный вопрос

— Насколько, на ваш взгляд, сегодня важно проявлять гражданскую позицию? Какой поступок вы бы назвали гражданским?

— Я считаю, что надо прежде всего Родину свою любить. А о "кэше" думать уже во вторую очередь. И тогда все будет здорово. Если ты сыт, одет, все твои близкие живы и здоровы, то ты поблагодари Всевышнего и сделай что-нибудь для ближнего своего. Все мы можем критиковать районные, краевые, федеральные власти, а давайте на себя сначала посмотрим: что мы сделали, чтоб стало лучше жить? Моя задача — обеспечить 30 жителей Куягана работой и стабильной зарплатой, а еще дать покупателям качественный продукт. Если при этом еще каждый врач в России будет качественно лечить людей, учитель — качественно обучать, то все у нас будет хорошо. У нас местный предприниматель открыл небольшую пекарню, хлеб у него получается отменный. Ну почему каждый не может так работать?

О чем еще рассказал собеседник

О сдатчиках молока

У нас сдатчиков осталось немного, 10–12 человек. Многим приходилось отказывать: кто-то норовил воды плеснуть в молоко, кто-то в грязном ведре его приносил. Но сейчас взаимоотношения с людьми вроде бы выстроились. Мы со своей стороны предлагаем хорошую рыночную цену, свое­временные расчеты. Сдатчики — хорошее молоко. Но при этом контроль качества осуществляется ежедневно.

О господдержке

Я из тех людей, которые считают: есть господдержка — хорошо, нет — ну и ладно, без нее проживем. Я вообще считаю: были бы в России доступные кредитные ресурсы, никакие субсидии стали бы не нужны.

О передаче опыта

Я предлагал на базе нашего предприятия создать обучающий центр, чтобы проводить консультации по открытию подобных производств. К нам уже приезжал специалист из Залесовского района. У них открылся свой модульный завод. Сейчас в Курье открывается молочный цех, один в один как у нас. Его хозяин — мой хороший друг. Он долгое время жил в Новосибирске, владел медицинской клиникой, затем все продал и построил на родине предков молочный мини-завод. К нам уже обращаются власти Республики Алтай с предложением провести обучающие семинары. Я только за.

О фальсификате

— Информацию о том, что в молоко добавляют мел, я считаю полной ерундой. А то, что на рынке много фальсификата с растительными компонентами, это действительно так. По сыру, я думаю, его 80%, по маслу — 99%. Не может настоящее сливочное масло в рознице стоить меньше 500 рублей за килограмм. А на полках есть "масло" по 150 рублей за килограмм. Я считаю, если производитель выпускает сыр или масло с растительными добавками, пусть он честно об этом пишет на упаковке. Не делает этого — нужно штрафовать.

Досье

Владимир Владимирович Никитченко родился 20 января 1970 года в Камне-на-Оби. Когда ему было восемь лет, вместе с родителями он переехал в Кулунду, где прожил до 30 лет. В 1995 году заочно окончил Барнаульский педагогический институт. Затем отслужил в армии. По профессии Владимир отработал всего один год, а затем начал заниматься предпринимательством. С 1996 по 1998 год руководил сетевой компанией. После того как разразился кризис, начались финансовые проблемы. Он уехал в Москву, где прожил восемь лет. В последнее время в столице Владимир руководил сетью китайских ресторанов. "Первые годы в Москве мне все нравилось. Затем от этого бешеного ритма я начал уставать. Мне больше нравится в шортах на крыльце посидеть, чем вечно куда-то спешить", — рассказывает он. В Куягане Владимир оказался не случайно. Дом, в котором сейчас размещается его производство, когда-то принадлежал его отчиму. Построен он был в 1925 году.

Факт

Во время Гражданской войны в окрестностях Куягана проходили бои. В здании местного клуба сохранились отверстия от пуль: здесь расстреливали красноармейцев

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Смотрите также

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость