— Владимир Иванович, меморандум о сотрудничестве подписан. Началась ли работа с "Марией-Ра"?
— Буквально сегодня утром поступил первый звонок от менеджера этой торговой сети. У нас узнали, какие наименования сыров мы производим, в каких объемах, можем ли мы полностью удовлетворить их потребности. Конечно, речь шла и о цене. Насколько я знаю, подобные переговоры состоялись с руководством "Куяганского маслосырзавода", с которым также был подписан меморандум. После сбора информации специалисты "Марии-Ра" будут делать выводы, с какого предприятия и в каких объемах закупать сыр для магазинов этой торговой сети.
— Чего вы сами ждете от этого взаимодействия?
— Мы надеемся, что жители Алтайского края будут потреблять натуральные качественные продукты. Но, к сожалению, на протяжении десятка лет самая крупная торговая сеть в регионе не торгует сырами АКХ "Ануйское". О причине надо спросить у них. Ежегодно мы производим более 1,3 тыс. тонн сыров. В "Марии-Ра" нам предварительно сообщили, что готовы закупать по 10 тонн сыра каждого наименования ежемесячно. На такие условия мы не согласимся, потому что это вынудит нас отказаться от остальных партнеров, которые работали с нами длительное время. Но по 5 тонн сыра каждого наименования ежемесячно для "Марии-Ра" мы можем гарантировать.
— Во время "АлтайПродМаркета" Александр Ракшин, основатель этой торговой сети, обмолвился, что вряд ли такие небольшие предприятия, как ваше, смогут полностью обеспечить их потребность в сырах.
— Новосибирскую область можем обеспечить, Томскую, Омскую, Кемеровскую — тоже. Наш сыр отгружается в Хабаровский и Красноярский края. А Алтайский край почему-то нет! Мы готовы продавать свою продукцию в родном регионе. Возможно, возникнут неувязки с НДС. Дело в том, что наше предприятие находится на сельхозналоге и НДС не облагается. Сложности с этим налогом возникают постоянно.
— Среди производителей бытует мнение, что торговая сеть "Мария-Ра" выставляет своим поставщикам серьезные требования, в том числе и по цене. Готовы ли вы идти на уступки?
— В настоящий момент эта торговая сеть делает упор на сыры в пищевой пленке, стоимость которых составляет 210–220 рублей за килограмм. Мы производим продукцию в парафине по цене 340 рублей. Но это одни из лучших сыров в России. Я считаю, что цена должна соответствовать качеству самого товара. Понимаю, что торговой сети хочется купить продукт подешевле, а продать подороже, они на этом бизнес делают, но надо и социальную ответственность нести перед жителями Алтайского края.
— В целом взаимодействие с торговыми сетями как-то изменилось за время продовольственных санкций? Ведь когда они вводились, многие эксперты заявляли, что именно сыроделы окажутся в самом выигрышном положении.
— В отношении нас никаких особых изменений не произошло. Да, появились небольшие магазины, которые стали брать сыры, но объемы эти незначительные. В отношениях с крупными торговыми сетями серьезных подвижек нет.
— Если будет хороший спрос, вы готовы увеличивать объемы производства сыров?
— Дело в том, что вся продукция выпускается только из собственного молока. Дойное стадо у нас насчитывает почти 2,5 тыс. голов. Наши заводы в состоянии переработать больше сырья, но его пока нет. Построить новую ферму, укомплектовать ее кадрами, создать кормовую базу достаточно сложно. Животноводство — это очень трудоемкий сектор. От закупки молока с частных подворьев мы полностью отказались. Его качество не всегда отвечает нашим требованиям. Как известно, даже крошка хлеба, попавшая в молоко, может полностью испортить содержимое сырной ванны, а это около пяти тонн сырья.
Упор на животноводство
— Владимир Иванович, ваше предприятие можно смело назвать многопрофильным. У вас есть собственные посевные площади, крупное молочное стадо, переработка молока и мяса, хлебопекарни, кондитерский цех. Какое из этих направлений самое прибыльное в нынешнее время?
— Все зависит от того, как поставлено производство. Как вы знаете, самой рентабельной несколько лет назад была гречиха. Ее цена достигала 50 тыс. рублей за тонну, а падала до 5 тыс. А животноводство, которым мы всегда занимались, дает стабильность и в экономическом, и в социальном плане. Более 60% доходов предприятию приносит именно это направление.
Часто приходится слышать, что в том или ином селе закрываются школы, Дома культуры. А происходит это после исчезновения молочных ферм, коллективных хозяйств. В результате людям негде работать, они разъезжаются. Я считаю животноводство главным залогом стабильности села.
— Вы все же говорите о социальной сфере, а бизнес ваш на чем держится?
— На всем. У нас нет нерентабельных производств. Такого вообще не должно быть.
— О вас ходят разные слухи. Одни говорят, что Никифоров пользуется моментом, "подгребает" под себя весь район, скупая обанкротившиеся хозяйства. Другие — напротив, считают вас таким меценатом, который помогает предприятиям, оказавшимся в тяжелой финансовой ситуации. В чем все-таки правда?
— В 2013 году, когда мы приобретали хозяйство "Путь к коммунизму", на торгах не было ни одной заявки. Ведь что такое обанкротившееся хозяйство? Это расшатанная дисциплина в коллективе, разбитая техника, запущенная земля. Все это надо восстанавливать. Спасти развалившийся "Николаевский маслосырзавод" тоже не было желающих. А мы не испугались и восстановили. Сейчас кому-то, видимо, просто завидно.
— Что собой в настоящий момент представляет АКХ "Ануйское" и какой вид это предприятие должно приобрести в итоге?
— Сейчас это многопрофильное предприятие с развитым животноводством. Общая земельная площадь составляет 35 тыс. га, 25 тыс. га из которых — пашня. На сегодняшний день каждое подразделение в АКХ находится на полном хозрасчете. Где вы видели в крае, чтобы вся выручка бригады оставалась людям? Всего 2% своих доходов структурные подразделения перечисляют на содержание руководящего аппарата.
— Пару лет назад вы рассказывали, что модернизацию производства ведете только за счет собственных средств. Ваша позиция в этом отношении не изменилась?
— Ни в коем случае. В нынешней ситуации надо рассчитывать только на собственные силы. Опыт крупных и на первый взгляд успешных хозяйств, набравших большие кредиты и разорившихся впоследствии, это доказал. 25 лет назад государство отдало нам землю в собственность, основные фонды, скот, технику и сказало: "Развивайтесь!" Мы продолжаем это делать.
— Но глобальной модернизации наверняка за собственный счет не проведешь?
— Смотря что подразумевать под этой "глобальностью". Корове не нужен дворец, ей нужны чистая вода, качественный корм и сухое помещение. Мы стремимся, чтобы условия и для работающих людей, и для животных были оптимальные. Но это не значит, что нужно набрать кредитов и долгие годы быть зависимым от постороннего дяди. Для меня взять кредит — это значит поделиться своей прибылью с банком. Хватит уже обдирать крестьянина!
Синица в руках надежнее
— Сейчас на слуху в Алтайском крае грустные истории развалившегося холдинга "Изумрудная страна", обанкротившихся комплексов "Западное" и "Фунтики". На ваш взгляд, почему это произошло и кто виноват?
— Наверное, люди понадеялись на что-то и решили журавля в небе поймать. А надо было синицу в руках держать. Я лично не склонен винить во всех бедах руководство "Изумрудной страны" . Виноваты и те, кто не смог правильно управлять хозяйствами до них и в результате загнал эти предприятия в долги. Ведь им, так же как и нам, ранее государство передало все в собственность.
— Можете дать совет, как сельхозпредприятию жить без кредитов?
— Совет прост: надо работать и думать головой. В свое время некоторые колхозники меня обвиняли в том, что я не беру кредиты для увеличения заработной платы. Так поступали некоторые хозяйства в соседних селах. Я сразу сказал, что буду работать только с теми, кто рассчитывает на свои силы. И в итоге через несколько лет эти предприятия обанкротились, а коллективы обратились ко мне с просьбой принять их в АКХ "Ануйское", что и было сделано.
Специальный вопрос
— Много лет уже идут разговоры о том, что российское село умирает. На ваш взгляд, это так?
— Мне сложно говорить за всю Россию. Посмотрите на наше село Зеленый Дол. Несколько лет назад на собственные средства мы провели здесь водопровод, построили начальную школу, клуб, спортивный зал. В селе строятся новые дома, люди ездят на хороших иномарках. В Камышенке, где располагается одно из наших подразделений, в этом году были построены четыре полностью благоустроенные квартиры для работников. Я считаю, что село умирает только тогда, когда в нем нет производства. На нашем предприятии средняя заработная плата составляет 23 тыс. рублей, и люди сюда стремятся. Буквально сегодня мне звонил парень с просьбой взять его на работу. Когда я спросил, почему он решил переехать в Зеленый Дол, услышал ответ: "Просто хочется нормально жить и работать".
О чем еще рассказал собеседник
О поощрениях
Системы штрафов в "Ануйском" нет, есть коэффициенты трудового участия. Возьмем работу механизатора. За качество выполненной работы он может получить 100%-ную доплату. Есть условия за выполнение сезонного задания, за содержание техники. Если произошел перерасход горючего, руководитель бригады будет разбираться. Ведь затраты на топливо очень высоки. Чтобы залить полный бак трактора К-700, требуется порядка 15 тыс. рублей, трактора Case – 30 тыс. У доярок свои параметры. Во-первых, она должна получать качественное молоко, хорошо мыть аппараты, отслеживать состояние своего стада. Все эти критерии финансово оцениваются. И они далеко не сверхъестественные.
О субсидиях
В этом году АКХ "Ануйское" получит не более 20 млн рублей государственных субсидий. А объем реализованной продукции составит по году более 700 млн рублей. И как вы думаете, играют ли эти субсидии для нас решающую роль? Нет, без них мы могли бы прожить. Но государству все равно надо сказать спасибо за каждый рубль.
О дефиците кадров
На сегодняшний день очень сложно подобрать руководителя, исполнителей хватает. На руководителях лежит огромная ответственность. Например, с 15 ноября грузовые автомобили могут ездить по федеральным трассам только за отдельную плату. Все расчеты происходят в электронном виде. Если руководитель случайно ошибся, не на ту кнопку клавиатуры нажал, на предприятие будет наложен штраф в размере 450 тыс. рублей, а при повторной ошибке — в 1 млн рублей. Кто захочет взять на себя такую ответственность?
Досье
Начинал с водителя
Владимир Иванович Никифоров родился 1 января 1948 года в селе Петропавловском Петропавловского района. Высшее образование получил в Алтайском сельскохозяйственном институте (нынешний АГАУ) по специальности "инженер-механик", окончив его с отличием. Начал трудовую деятельность в 1966 году водителем совхоза "Ануйский". На этом же предприятии работал главным инженером и вот уже более 28 лет является руководителем хозяйства. Владимир Никифоров — заслуженный работник сельского хозяйства, кавалер орденов Дружбы, ордена "За заслуги перед Алтайским краем" II степени. Неоднократно избирался председателем Петропавловского районного Совета народных депутатов. В ноябре 2013 года избран на должность главы Петропавловского района.
Факт
АКХ "Ануйское" уже более 10 лет входит в список 300 лучших хозяйств России.
Самое важное - в нашем Telegram-канале