Производители пожаловались на вред от бренда "алтайский мед"

Алтайские производители констатируют: от регистрации бренда "алтайский мед" больше вреда, чем пользы. У краевых медовых предприятий возникают проблемы с торговыми сетями вплоть до прекращения сотрудничества, а поддельный "алтайский" десерт как стоял, так и стоит на полках. Этой теме была посвящена пресс-конференция, состоявшаяся 18 апреля. Организатором выступил "Общероссийский народный фронт".  

Алтайский мед.
Алтайский мед. Фото: Анна Зайкова. altapress.ru

Председатель Союза пчеловодов и переработчиков пчелопродукции Алтайского края Сергей Тастан заявил, что бренд "алтайский мед" в регионе зарегистрирован, но его правообладатель не ведет никакой работы по защите местной продукции и борьбе с контрафактом. И более того, он выступает против производителей края, когда на полках магазинов стоят настоящие подделки.

Напомним, наименование места происхождения товара (НМПТ) "алтайский мед" было зарегистрировано в конце 2015 года на кооператив "Алтай — медовый край", который возглавляет Юрий Богуславский.

В апреле текущего года с полок "Ашана" в Барнауле полиция изъяла партию меда предпринимателя Алексея Ревякина (Целинный район). По его словам, это произошло после заявления Богуславского. Ревякин якобы не имел права называть свой мед алтайским.

Аналогичные претензии у Богуславского были и к барнаульской компании "Алтайский пчелоцентр", это подтвердил ее директор Владлен Дуплик. От подробных комментариев по теме он воздержался, так как разногласия, по его словам, были урегулированы.

Конфликт с "Лентой"

При этом "Алтайский пчелоцентр" уже несет большие потери по реализации продукции и прибыли. Напомним, в конце 2016 года "Лента" отказалась от сотрудничества с данной компанией, которое длилось много лет. Это произошло после того, как Сергей Тастан подал в суд на торговую сеть и выиграл его. Он как частное лицо закупил в "Ленте" несколько банок якобы "алтайского меда" и провел его экспертизу. Она подтвердила, что информация на этикетках товара не соответствует действительности.

Мед из "Ленты", который Сергей Тастан сдавал на экспертизу и по которому выиграл суд.
Мед из "Ленты", который Сергей Тастан сдавал на экспертизу и по которому выиграл суд.

Суд принял решение в пользу Тастана. После этого "Лента" убрала со своих полок весь мед, на котором было указано, что он алтайский или из Алтайского края, в том числе и продукцию "Алтайского пчелоцентра". Владлен Дуплик называет такое решение торговой сети "субъективным".

Он рассказал altapress.ru, что до сих пор пытается восстановить отношения с "Лентой". В частности, обратился по этому поводу в УФАС. По его словам, сотрудничество с торговыми сетями наладить сложно, и если с производителем возникает какая-то неприятная ситуация, то потом ему практически невозможно вернуться на полки и что-либо доказать.

По его мнению, регистрация бренда "алтайский мед" ничего не даст, потому что у недобросовестных производителей есть множество способов "обойти систему". Самый простой из них — написать на банке не "алтайский", а, например, "горно-алтайский мед", что некоторые уже и делают. Для потребителя же второй вариант звучит еще более привлекательно.

Пчеловод Алексей Найденко, Александр Франц и Сергей Тастан на пресс-конференции по защите бренда "алтайский мед".
Пчеловод Алексей Найденко, Александр Франц и Сергей Тастан на пресс-конференции по защите бренда "алтайский мед".

Владлен Дуплик,
руководитель компании "Алтайский пчелоцентр":

С 1 января 2018 года производители пищевых продуктов должны будут обмениваться документами с ветеринарной службой в электронном виде через систему "Меркурий". Ее невозможно обмануть. В ней прослеживается весь путь товара — где он произведен, откуда приехал. По моему мнению, именно эта система защитит добросовестных производителей. Мы ею уже пользуемся.

Письма во все сети

Altapress.ru обратился за комментариями к Юрию Богуславскому. Он сказал, что заявления Тастана об отсутствии работы по защите бренда "алтайский мед" беспочвенны, что на самом деле она ведется. В частности, в торговые сети направлены уведомления с предупреждением о том, что они продают "алтайский мед", который по факту им не является. Также он сообщил, что с "Алтайским пчелоцентром" и Алексеем Ревякиным достигнуто соглашение.

Руководитель компании "Франц и партнеры" Александр Франц, который специализируется на регистрации товарных знаков, пояснил, что присоединиться к НМПТ может любой производитель региона, который способен выполнить условия, утвержденные при регистрации наименования. Для присоединения нужно подать пакет документов в Роспатент и заплатить госпошлину.

Мед из "Ленты", который Сергей Тастан сдавал на экспертизу и по которому выиграл суд.
Мед из "Ленты", который Сергей Тастан сдавал на экспертизу и по которому выиграл суд.

Второй вариант — производитель может стать членом организации, которая является правообладателем НМПТ. То есть в случае с алтайским медом — вступить в кооператив "Алтай — медовый край".

Сергей Тастан сообщил, что Союз пчеловодов и переработчиков пчелопродукции пошел по первому пути. И в ближайшие месяцы ждет подтверждающих документов о присоединении к НМПТ "алтайский мед" из Роспатента.

Сергей Тастан,
председатель Союза пчеловодов и переработчиков пчелопродукции Алтайского края:

Я являюсь экспертом в Роскачестве, это федеральная структура при Минпромторге. Мы провели закуп меда по всем федеральным сетям России, и у нас уже есть подготовленные материалы. Но мы пока никуда с ними не обращались, так как не являемся правообладателями. Когда получим документы из ФИПСа (Роспатент), то сможем это сделать.

Тонны подделок

Александр Франц рассказал, как необходимо защищать уникальную местную продукцию.

Александр Франц,
руководитель компании "Франц и партнеры":

Если зарегистрировать НМПТ и положить документы в стол, то ничего происходить не будет. Это только первый шаг. Дальше нужно, чтобы представители отрасли в регионе осознали свои корпоративные интересы и начали бороться с контрафактом. Следующий шаг — это иски в суд. И третий этап — продвижение своей продукции.

Тем временем большое количество предприятий по производству меда со всей России продолжают выдавать свой продукт за алтайский. По словам Тастана, только на одном из самых крупных, расположенном в Новгороде, фасуется по 100 тонн меда в сутки.

Сергей Тастан,
председатель Союза пчеловодов и переработчиков пчелопродукции Алтайского края:

Минсельхоз подтвердил нам информацию, что это предприятие хочет присоединиться к НМПТ "алтайский мед". Для этого оно приобрело пасеку в крае. Если у них получится, то кооператив "Алтай — медовый край" никогда не докажет, что они продают не алтайский мед. Согласно методике (инфракрасный спектральный анализ — прим. altapress.ru) кооператив не сможет определить географическое происхождение и уникальные свойства алтайского меда. Союз пчеловодов, став правообладателем НМПТ, хочет скорректировать методику для защиты бренда. 

Напомним, союз пчеловодов уже несколько лет настаивает на том, что уникальность и географическое происхождение алтайского меда можно определить только по его пыльцевому и биохимическому составу.

По мнению Александр Франца, основная проблема алтайских производителей заключается в том, что они не осознают своих общих корпоративных интересов. Каждый регистрирует собственные торговые марки, но совместная работа по защите региональных брендов не ведется.

Он также считает, что сложности с использованием НМПТ возникают еще и потому, что это новая форма защиты брендов. Тех же товарных знаков в России зарегистрированы сотни тысяч, а НМПТ не более 160. Производители, власти, торговые сети еще плохо понимают, как с этим работать.

Мед из "Ленты", который Сергей Тастан сдавал на экспертизу и по которому выиграл суд.
Мед из "Ленты", который Сергей Тастан сдавал на экспертизу и по которому выиграл суд.

Справка

В России зарегистрированы десятки товарных знаков, в которых используются слова с корнем "алтай". И многие из них принадлежат вовсе не алтайским производителем. Например, марками "Алтайская нива", "Алтайские зори" владеют новосибирские предприятия, "Алтайцвет" - компания из Свердловской области и так далее. По словам Франца, это является нарушением закона, так как вводит производителей в заблуждение относительно места производства товара. И такие товарные знаки тоже можно оспаривать в суде в интересах алтайских производителей.

Цифра

Более 100 тыс. рублей требуется для того, чтобы зарегистрировать НМПТ. По словам Сергея Тастана, зарегистрированная в Роспатенте методика защиты НМПТ "алтайский мед" была разработана на грантовые средства, которые предоставили краевые власти.    

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Новости партнеров