Происшествия

Эксперт рассказал, как "заставить" управляющие компании на Алтае лучше работать

Недавно краевая госинспекция опубликовала реестр управляющих компаний-"двойников", вызвавший немало споров. С какими целями руководители создают вторую компанию? Не для того ли, чтобы уйти от долгов? Руководитель саморегулируемой организации "Союз жилищно-коммунальных организаций Алтайского края" Виктор Патудин призывает к этому явлению относиться взвешенно. Он ответил на вопросы altapress.ru о состоянии и развитии бизнеса, связанного с управлением многоквартирными домами.

ЖКХ.
ЖКХ.
Надежда Скалон

Страдает собственник

— Виктор Михайлович, вы сказали, что появление управляющих компаний-"двойников", или "клонов", это следствие, причины в другом. В чем же причины?

Медведев подписал указ о повышении тарифов ЖКХ

— Управляющая компания — исполнитель услуг. И в соответствии с этим она заключает договора теплоснабжения, водоснабжения и так далее. По существующим правилам ресурсоснабжающая организация поставляет воду и тепло до границы дома. Все, что она поставила, просьба оплатить.

Что происходит на практике? По оценкам экспертов, уровень платежей от населения колеблется в районе 95%. А УК обязана оплатить ресурсовику 100% за поставленные коммунальные ресурсы. Где найти недостающую сумму? Управляющая компания вынуждена оплачивать поставку из других источников — из своего кармана, что нереально, или за счет средств, предназначенных на текущее содержание и ремонт общего имущества. Других средств у нее просто нет. В результате кто страдает? Собственник.

— Вы думаете, управляющие компании делают все, чтобы взыскать долги? Они должны обращаться в суд, теребить приставов, чтобы те искали имущество должников.

— Должны, должны... А за чей счет? По сути, УК покупает оптом коммунальный ресурс, а продает в розницу жильцам. Она вправе иметь коммерческую надбавку, скажем, 5%. Здесь же за что купил, за то и продал. Почему потери ресурсоснабжающей организации перекладываются на УК? Долги накапливаются, и управляющей компании, по сути, навязывается банкротство.

При этом управляющая компания хотела бы продолжать работать. И собственники хотят, чтобы она управляла домом. И вот она перед угрозой банкротства создает "клон": чтобы сохранить свое место на рынке, а не потому, что хочет кого-то обмануть. Не случайно же поставлен вопрос о переходе на прямые договора между собственниками и ресурсовиками, закон об этом планируется принять до конца осенней сессии Госдумы.

Виктор Патудин.
Анна Зайкова

Ответственное большинство

— Если поставщики воды и тепла перейдут на прямые договора с населением, им придется самим взыскивать долги, нанимать для этого людей, в конечном итоге это увеличит их затраты, а там и тарифы...

Фонд ЖКХ могут ликвидировать

— Ресурсовики могут обратиться, например, к УК, договориться с ней об оказании услуг по работе с должниками. И тогда ресурсовики будут оплачивать ее услуги. При таком подходе, я вас уверяю, уровень сбора средств за коммунальные ресурсы повысится. УК, по сути, станет агентом, от имени собственника заключит договоры с ресурсоснабжающей организацией. И будет заинтересована в работе с должниками.

В схеме прямых договоров поставщик ресурсов будет взыскивать долги уже не с УК, а с собственника — потребителя коммунальных услуг. В этих условиях финансовое положение управляющих компаний явно улучшится. При этом собственники могут обоснованно поставить перед ней вопрос: мы оплачиваем текущее содержание и ремонт — предоставьте нам услуги надлежащего качества.

Но я бы все же поступил по-другому. Пусть УК остается исполнителем услуг, но сделайте скидку на коммунальные ресурсы, которые она покупает оптом. Это логично для рыночных отношений.

— По сути, вы оправдываете управляющие компании, которые создают эти "клоны"? Ведь они не информируют жильцов о том, что создают их.

— Не хочу мазать всех черным цветом. Если мы хотим, чтобы управляющие компании работали лучше, давайте создадим качественную нормативно-правовую базу. Чтобы в ней не было явных перекосов. Есть, конечно, среди руководителей УК временщики. Но основная масса — ответственные руководители.

Виктор Патудин.
Анна Зайкова

Хотели лучшего

— На октябрьской конференции алтайского народного фронта в резолюцию включили интересный пункт: рекомендовать администрации края провести анализ применения нормативов на воду. Почему это важно?

— Поясню. Для того чтобы реализовать Федеральный закон № 261 об энергосбережении и повышении энергоэффективности, придумана мотивация — повышающие коэффициенты для тех потребителей, которые не хотят устанавливать в квартирах индивидуальные приборы учета. Прекрасная идея. Что получилось на практике?

В 2015 году на территории края ввели в действие новые нормативы потребления коммунальных услуг по холодному и горячему водоснабжению. В феврале 2016 года мне пришлось заняться анализом применения новых нормативов. Такую же работу провели в администрации Барнаула. В городе в типовых четырех–девятиэтажных домах базовый норматив потребления холодной воды снизился примерно в 1,8 раза, горячей — в 2,3 раза. И произошла разбалансировка системы.

— Один общественник, помнится, говорил, что люди начнут снимать счетчики...

Суд разрешил мэрии Барнаула ремонтировать дома за счет горожан

— Добросовестным жильцам, которые установили в квартирах счетчики, стало просто невыгодно платить по их показаниям. Они оказались в худшем положении, потому что получили более высокие счета на оплату общедомовых нужд (ОДН). Хотели сделать для населения лучше, а сделали хуже. Не все, но некоторые жильцы перестали подавать показания — в этом случае на третий месяц им автоматом начисляют плату по нормативу. Другие стали приходить в УК и говорить: у нас счетчик не работает, сломался.

— В крае объясняли, что повышающие коэффициенты к нормативам будут расти и ситуация исправится.

— С 1 января повышающий коэффициент составит 1,5 к базовому новому нормативу. И даже в этом случае мы не достигнем ранее действовавших нормативов. Но это еще не все. УК оказалась в ситуации, когда она вынуждена оплачивать потребленные коммунальные ресурсы за собственников, которые не установили счетчики. Нонсенс!

Виктор Патудин.
Анна Зайкова

Рекомендовано пересчитать

— Что вы имеете в виду?

Зачем власти Барнаула хотят передать городское теплосетевое имущество в концессию СГК

— Предъявлять потребителю плату за потребление на общедомовые нужды можно в размере, не превышающем норматив на ОДН. Сверхнормативное потребление на общие нужды управляющая компания должна оплачивать из своего кармана. Вот как вести этот бизнес, если у него такие риски? И кто эти риски создал? В нашем случае это региональные разработчики нормативных актов, которые не всегда прислушиваются к мнению профессионального сообщества.

Если законопослушные собственники сами не обратились с жалобой в госинспекцию с просьбой проверить правильность начисления управляющей организацией платы на общедомовые нужды, они будут платить и за себя, и за соседей, которые не установили счетчики и не экономят коммунальные ресурсы.

— А была ли попытка изучить, корректно ли применен метод аналогов для расчета этих нормативов?

— Эту тему мы подняли в марте на заседании рабочей группы "Качество повседневной жизни" реготделения ОНФ. Специалисты из управления края по госрегулированию цен и тарифов нам сказали, что не так все плохо. Хотя наши выводы основывались на анализе реальной ситуации в Барнауле. Но мы просто призываем делать все осторожно, внимательно, учитывая мнение УК. И если уж ошибки допущены, давайте постараемся это исправить.

Виктор Патудин.
Анна Зайкова

ЖКХ и менеджмент

— Привело ли введение лицензирования к повышению качества работы управляющих компаний?

Алтайский жилнадзор опубликовал реестр управляющих компаний-"двойников"

— То, что руководители управляющих компаний получают квалификационный аттестат, это хорошо. Но само лицензирование — жесткая система. Идея в чем? Если ты нормативные акты нарушаешь, тебя наказывают. Два предписания от жилнадзора — УК лишают дома. 15% площади ушло — лишают лицензии.

Другой подход — повышение качества жилищно-коммунальных услуг путем постепенного улучшения менеджмента через добровольное саморегулирование. В этом направлении мы сейчас и работаем на площадке СРО "Союз ЖКО Алтайского края": стандартизация, переподготовка, информатизация, совершенствование нормативно-правовой базы. По мере развития этого института в СРО будут передавать часть функций государственного и муниципального контроля.

— Как заставить управляющие компании выполнять эти стандарты, если участие в СРО — дело добровольное?

— Стандарты — это "рамки". Добиваясь их исполнения, мы будем повышать качество менеджмента компаний. Мы уже проводим проверки по тем стандартам, которые разработаны, и обращаем внимание УК на то, чтобы они их придерживались. Наша задача — повышать уровень этой работы. Для этого мы должны актуализировать стандарты, расширить их перечень. Это все есть в планах.

Важно, чтобы стандарты отражали лучшую практику работы УК. Один из проектов, которые мы хотим запустить, это создание аварийно-диспетчерской службы с учетом интересов небольших УК. Для небольших УК содержание своей "аварийки" накладно. А если они объединятся и будут работать с такой службой по аутсорсингу, это окажется дешевле, а качество работы лучше. Наша задача — реализовать проекты, которые будут лежать в основе стандартизации и работать на улучшение экономики управляющих организаций. И мы понемногу в этом направлении двигаемся.

Работать с должниками по ЖКХ индивидуально – дело хлопотное и зачастую бесперспективное.
Анна Зайкова

Процесс небыстрый

— Когда все это сработает? Хотелось бы, чтобы завтра.

— Завтра не получится. Сколько времени надо для того, чтобы изменилась культура работы? Можно написать стандарты, но если на рынке работают некомпетентные люди, толку не будет. Поэтому второй важный аспект работы СРО — повышение квалификации специалистов – членов нашего парт­нерства. Мы сейчас с АлтГТУ хотим поднять переподготовку специалистов УК на уровень требований профстандартов.

Сегодня, условно говоря, бывший учитель физкультуры занимается обслуживанием инженерных сетей, и это считается обычным делом. Но и собственников тоже надо просвещать, чтобы управляющие компании могли взаимодействовать с более-менее компетентными людьми. Это эволюционный процесс, который и приведет к успеху.

— Но хоть на пару ступенек система управления домами поднялась за последние годы?

— Да. Это я вижу. Активно внедряются информационные технологии для решения задач управления многоквартирными домами. Повышается уровень квалификации специалистов. УК становятся более клиентоориентированными. Надо продолжать работать над повышением качества их менеджмента. И мы знаем, как это надо делать.

"Барнаульский Водоканал" передумал повышать тарифы на 49%

Специальный вопрос

— Насколько, на ваш взгляд, сегодня важно проявлять гражданскую позицию? Какой поступок вы бы назвали гражданским?

— Это, безусловно, важно. Проявлять гражданскую позицию — это значит на своем месте стараться делать то, что надо, чтобы продвигать развитие страны. Главное — делать свое дело правильно. Считаю, что мы именно так и действуем.

О чем еще рассказал собеседник

О голубой мечте

— Руководители управляющих компаний ждут, когда будут учитывать их мнение при разработке поправок в законодательство. И рассчитывают, что дождутся. Управление многоквартирными домами — это стабильный рынок, они хотят на нем работать. Любого предпринимателя спросите, что его больше всего волнует? Чтобы у него были постоянные клиенты и чтобы ему стабильно платили за работу. Голубая мечта в условиях рыночной экономики!

О нормативах

— Новосибирцы, томичи не стали снижать нормативы потребления услуг водоснабжения и водоотведения. В Новосибирской области они примерно в 1,9–2 раза выше, чем в Алтайском крае. В Томской — в 1,8 раза. И эту разницу нельзя объяснить особыми климатическими условиями проживания в крае и другими факторами.

Досье

Пришел из науки

Виктор Патудин родился 20 июня 1959 года в Барнауле. Окончил АлтГУ, специальность "физика" (направление "теплофизика"). Кандидат физико-математических наук. С 1986 года работал в А­лтГУ, с 1988 года — в АлтГТУ. В 1995–2002 годах — исполнительный директор НИИ информационных технологий и телекоммуникаций при А­лтГТУ (по совместительству). В 1995–2000 годах был также замдиректора по информационно-аналитической работе Алтайского агентства поддержки малого и среднего бизнеса. С 2007 года — научный руководитель Научно-исследовательского центра "Системы управления". С 2011 года директор СРО НП "Союз жилищно-коммунальных организаций Алтайского края", в АлтГУ трудится по совместительству. Является членом общественных советов при Главстрое и Государственной инспекции Алтайского края.

Цифра

40 управляющих организаций входит в СРО "Союз жилищно-коммунальных организаций Алтайского края".

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Смотрите также

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость