август 22, 2018
Ситуация с уголовным преследованием за злые мемы на религиозную тематику меня ужасает. И это чувство в многом обусловлено тем, что я — православный человек.
Во-первых, способы, при помощи которых «верующие» люди борются с «обидчиками», не кажутся христианскими и человеколюбивыми. Во-вторых, активное применение в интернете закона о защите чувств верующих дискредитирует Русскую православную церковь.
Религия.
СС0.
Уже сейчас их внесли в список экстремистов, где рядом могут значиться имена террористов. Счета молодых людей заблокировали. Сегодня они вынуждены искать средства на оплату услуг адвокатов и готовиться к судебным заседаниям.
По-христиански ли поступили оскорбившиеся?
В Евангелии от Матфея (18:15-17) сказано, как поступать, если вас каким-то образом оскорбляют. Нужно объяснить обидчику лично, почему он поступает неправильно, в чем его грех. Если не послушает, то повторить разговор при двух-трех свидетелях, а если и это не поможет — то призвать на помощь Церковь, и она обличит грешника.
Думаю, если бы «оскорбившиеся» девушки написали не заявление в полицию, а Марии Мотузной и Даниилу Маркину лично и попросили удалить картинки, то инцидента бы не произошло.
Представитель РПЦ Вахтанг Кипшидзе прекращать подобные дела на основании «примирения сторон». По его словам, если обвиняемый по 148 статье человек раскаялся и сожалеет об издевке над святыней, то «любой верующий человек призван ходатайствовать о прекращении уголовного преследования и добиваться прекращения дела». Но почему-то свидетельницы даже на заседание суда.
Нет ничего предосудительного в желании уберечь от насмешек то, что свято и дорого. Но «защитить» и «наказать» - это совсем разные цели. Тем более, когда «преступление» несоразмерно предусмотренному законом наказанию.
Барнаульский иерей Александр Микушин на митинге «За свободный интернет» так: «Христа возмущали фарисеи, лицемеры, торговцы в храмах. Про репосты и оскорбление чувств в Священном Писании ничего не сказано».
Тот факт, что молодые люди публикуют провокационные, саркастичные изображения на религиозную тематику, можно легко объяснить. В популярных СМИ и социальных сетях рассказывают в основном о церковных скандалах. Позитивную информацию нужно искать, а негативная сама находит читателя.
Возможно, в сознании людей сложился карикатурный стереотип «священника-бизнесмена»: такой же реалистичный, как «продажные журналисты», "пьющий трудовик" или "глупые блондинки". Люди, которые публикуют злые мемы, могли в жизни даже не сталкиваться с настоящими священнослужителями. Может быть, у них негативный религиозный опыт, а может, такого опыта просто нет.
Как думаете, даже если адвокаты барнаульцев добьются оправдания, много ли шансов, что эти ребята когда-нибудь придут к православию? Захотят разобраться, в чем суть вероучения, попробуют зайти в храм? И поверят ли, что православие учит прощать обидчиков «не до семи, а до семижды семидесяти раз»?