ноябрь 29, 2018
В 2019 году власти Алтайского края хотят на 8% повысить зарплаты бюджетникам, особенно квалифицированному персоналу, по-другому распределить «дорожные» деньги между городами и районами, а также разобраться, почему, как в бездонной бочке, пропадают средства, которые муниципалитетам дают на уголь. Подробно о бюджете-2019 altapress.ru рассказал министр финансов края Владимир Притупов.
Владимир Притупов
Олег Богданов, altapress.ru
— При разработке документа мы сразу планировали увеличение фонда оплаты труда выше уровня 2018 года на 8%. Ко второму чтению эта сумма возросла еще на 1 млрд рублей. Всего на оплату труда работников бюджетных учреждений — и краевых, и муниципальных — будет направлено 28 млрд рублей. Это самый крупный элемент в структуре расходов в 2019 году.
В целом повышение коснется всех категорий. И правительство продолжает работу по разработке новых условий оплаты труда: по повышению базовой, окладной части. Этот вопрос рассматривается. Он требует большой работы.
— Нет, так говорить некорректно. Есть указы президента 2012 года. В них четко прописаны целевые показатели роста оплаты труда по разным категориям: врачи, учителя, работники культуры и т. д. В большинстве своем эти показатели связаны со средним размером зарплаты по региону или в отрасли. Мы ориентируемся на достижение этих целей с учетом роста средней зарплаты по краю.
— Рассматривая бюджет на три ближайших года, прогноз социально-экономического развития на более длительный период, планируем ее решить.
— Задача ведь касается не только бюджетной сферы, но всего региона в целом. Увеличение зарплаты будет связано и с повышением показателей в реальном секторе экономики, что в свою очередь повлечет за собой пополнение бюджета. Это все очень взаимосвязанные вещи.
— У нас есть четкая позиция по данному вопросу. По закону, 10% от суммы акцизов на ГСМ, зачисляемых в региональный бюджет, должны быть распределены между муниципалитетами. Они имеют целевое направление — на обеспечение дорожной деятельности. В городах и некоторых районах эти средства полностью направлялись на соответствующие цели. Но многие районы, получая деньги, на содержание и ремонт дорог направляли суммы существенно меньшие.
Средства использовались неэффективно. Но для того, чтобы край мог участвовать в федеральных программах, не только регион должен исполнять полномочия по дорожной деятельности, но и каждый отдельный муниципалитет. Недобросовестное поведение некоторых районов несет для всего края экономические риски. Ведь федерация нам может сказать: раз вы не полностью используете свой ресурс, мы и средств выделим меньше.
Именно поэтому принято решение перераспределить ту же сумму между муниципалитетами иначе. Уменьшаются дорожные фонды в районах и возрастают в городах. Почему? Одним из основных критериев стал тип покрытия дорог. Асфальтовое покрытие объективно требует больших затрат, другого качества работы и летом, и зимой.
Есть районы, решения по которым скорректируем. Знаем территории, для которых изменение объема дорожного фонда станет чувствительным. И в постановлении к проекту бюджета мы отмечаем, что при распределении дополнительной финансовой помощи будем учитывать эти выпадающие доходы у конкретных районов. Но их на весь край, по нашим оценкам, семь-восемь! А в остальных будет просто наведен системный порядок.
— Помощь муниципальным образованиям увеличится практически в полтора раза — на 47%.
Самое крупное решение — увеличение дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности с 1 млрд до 1,5 млрд рублей. У нас возросло число муниципалитетов, которые ее получат, суммы помощи. Это первое. И второе — муниципалитетам выделены субсидии в 1 млрд рублей на зарплату, чего раньше не было.
Сохранились и другие формы: деньги на уголь, на поддержку местных инициатив, дотации на сбалансированность и т. д.
— Это сложная, острая, важная тема. Учитывая пожелания, эта форма поддержки в 2019 году сохранится. Но она требует анализа и понимания, чтобы не попасть в ситуацию, в которой край оказался с муниципальными дорожными фондами. Здесь нам предстоит провести тщательную, углубленную работу с министерством строительства и ЖКХ.
— Эта — безусловно. Муниципалитеты сейчас не имеют долгов по зарплате, по обязательствам перед государством. Уплата налогов сегодня не вызывает вопросов. Задолженность перед банками ликвидирована. В этом году муниципалитеты не проводили заимствований в коммерческих банках. И экономия от того, что не платятся проценты, составила 185 млн рублей. Для муниципалитетов это существенно. И мы следим, чтобы они использовали традиционные бюджетные инструменты, а не создавали себе новые проблемы.
— Когда в крае начали системную работу по реорганизации, мы занимались анализом эффективности работы бюджетной сферы. И пришли к выводу, что самый лучший путь — не поиск недостатков в каждом конкретном случае, а распространение лучших практик. Чтобы муниципалитеты и бюджетные учреждения могли сравнивать себя друг с другом, чтобы могли видеть, кто и как решил те или иные проблемы.
И вот если какой-то район говорит нам, что ему чего-то недостает, мы отвечаем: а давайте посмотрим, как вы работаете с доходами и расходами. И приводим пример их коллег, которые в тех же условиях сработали лучше, показываем, как именно им это удалось. То есть не требуем неисполнимого, чего-то нами выдуманного, а говорим, что и в таких условиях люди решают задачи.
И когда мы подвели итоги 2017 года, то обнаружили, что эффект от использования лучших практик в муниципалитетах составил порядка 300 млн рублей.
— Такая проблема действительно возникла. Планируя повышение зарплат в 2019 году на 8%, мы намерены в том числе нивелировать эту диспропорцию.
— Если вы сегодня предложите людям, которые прошли через реорганизацию, вернуться к прежнему структурному состоянию, большинство из них откажутся. Многие работники заняты сегодня содержательным процессом: обучением, лечением, присмотром за детьми, а не административной работой, как прежде. У нас есть немало успешных примеров, когда преобразования привели к очень хорошим результатам. И они касаются даже не отдельных учреждений, а целых районов.
— Потому что приводится в соответствие нагрузка, меняются какие-то привычные для учреждения, сложившиеся вещи. Скажем, в школе-филиале проводится только два урока в неделю по какому-то предмету. Их приходит вести учитель из основной школы. Может произойти сокращение персонала. А это сама по себе напряженная ситуация. В большинстве случаев недовольство высказывают не потребители услуг — не родители, не ученики, — а работники этих учреждений.
— Действительно, с 1 января 2019 года юридические лица больше не будут платить налог на движимое имущество. Его еще называли налогом на модернизацию. Теперь от него освобождается все имущество, которое купили ранее или приобретают сейчас предприятия.
Меняется зачисление акцизов на алкоголь: увеличивается доля, поступающая в региональный бюджет. Это одна из мер компенсации выпадающих доходов из-за отмены налога. Увеличиваются также зачисления топливных акцизов, которые формируют региональный дорожный фонд.
Все это вместе дает нам увеличение доходов краевого бюджета к первоначальной версии проекта на 9%, а к уточненному бюджету 2018 года — на 4%. В результате собственные доходы бюджета края в 2019 году составят 52 млрд рублей. А консолидированного бюджета (включает муниципальные) — 70,5 млрд.
— Дело не только в акцизах. Произошли определенные изменения в отчислении налога на прибыль. Меняются и расходные обязательства: федерация в 2019 году заберет их на себя в большем объеме, чем раньше. То есть если говорить только о имущественных налогах, то да, они сократятся. Но с учетом всех изменений по доходам и расходам суммарно край получает положительный результат.
— Да. Кроме того, ко второму чтению бюджета на 2019 год почти на 10 млрд возросла поддержка из федерального бюджета. Она в целом составит 48 млрд рублей. Это уровень конца 2018 года, но мы знаем, что традиционно федерация в течение года выделяет дополнительные средства. В 2018 году в край дополнительно направили 6 млрд рублей.
— Проведена большая работа по подготовке проекта бюджета: так называемое нулевое чтение, круглый стол, публичные слушания, заседание рабочей группы. Более глубоко подошли и к формулированию тем, которые требуют проработки, и к взаимодействию. Это результат длительной работы. Мы усилили взаимодействие. И сами депутаты проявили большую заинтересованность.