Управление такси, в отличие от езды на обычном автомобиле, ответственнее: это бизнес, который, в первую очередь, связан с перевозкой пассажиров. Таксисту нужно иметь при себе больше документов, чем обычному владельцу автомобиля.
Согласно Федерального закона от 29.12.2022 № 580-ФЗ (в ред. от 1 сентября 2023 года) у тех, кто хочет работать в такси, есть три варианта официального оформления на выбор:
- работать по найму, заключив трудовой договор;
- зарегистрировать ИП;
- стать самозанятым.
Новый закон разрешает самозанятым работать в сфере легковых перевозок. Для них будут действовать те же правила, что и для других таксистов: ИП или сотрудников компаний-перевозчиков.
Есть одно исключение — у самозанятого должен быть договор с одной из служб заказа такси. В отличие от ИП, он не может заниматься перевозками сам по себе.
Водитель в статусе ИП может работать либо на себя, либо на службу заказа, заключив с ней договор.
ИП и самозанятые могут устанавливать свои тарифы на перевозку, сотрудничая со службами заказа. Новый закон не ограничивает это право, но сейчас такой подход — редкость. Устоявшаяся практика — принимать ценовую политику службы.
Также все водители и компании-перевозчики обязаны иметь разрешение на работу в такси. С 1 сентября 2023 года его можно получить бесплатно на всей территории России.
Самозанятые, ИП и компании смогут получить разрешения в электронном виде, подав заявку в МФЦ или через сайт «Госуслуги». Документ будут выдавать в срок, не превышающий 5 рабочих дней.
Что нужно для разрешения на работу
Пакет документов:
- Медицинская справка об отсутствии противопоказаний для управления автомобилем;
- Права категории «В» и водительский стаж от трех лет;
- Справка об отсутствии судимости за преступления, предусмотренные статьей 328.1 ТК РФ;
- Выписка из реестра такси (сведения об автомобиле);
- Для самозанятых — договор со службой заказа такси.
Аттестация:
Водители должны знать, где расположены органы местного самоуправления, достопримечательности, медицинские и образовательные учреждения в населенном пункте, где будут работать.
Особенности работы в агрегаторах
Сегодня агрегаторы такси — главные конкуренты стандартных таксопарков в сфере пассажирских перевозок. Как правило, это компании, у которых нет собственного автопарка, но которые набирают на работу других водителей. Они работают с помощью мобильных приложений, которые позволяют получать заказы и мгновенно распределять их по свободным экипажам.
Агрегаторы в 2023 году составляют примерно 35-40% от всех пассажирских перевозчиков.
Зарабатывает такая торговая площадка на комиссии с вывезенной и закрытой поездки. Ее размер зависит от региона, тарифа и класса автомобиля. Некоторые водители выкупают смену, и в дальнейшем заработок идет только им.
Плюсы работы в агрегаторе:
- Более высокая гарантия получения заказов из-за использования клиентами удобных сервисов заказа машины.
- Вариативность оформления — самостоятельно с созданием ИП или через таксопарк. Дополнительно можно стать самозанятым гражданином.
- Простое подключение через приложения.
- Гибкая система графика работы — водитель по своему усмотрению выбирает продолжительность смен и количество рабочих дней в неделю.
- Система тарифов — позволяет подключаться водителям с разными типами автомобилей.
- Прозрачная и понятная система ценообразования, гарантия выплат.
- Возможность одновременно подключиться к нескольким агрегаторам.
Минусы работы в агрегаторе:
- Дополнительные расходы в виде фиксированной комиссии с ежедневного дохода.
- Повышенные требования к автомобилю и водителю.
- Обязательный стаж вождения — 3 года. Правило не действует для услуг по доставке.
- Фиксированные цены — невозможность влиять на расценки.
- Санкции в случае отказа от заказов, нарушения других правил сервиса — возможен вариант полной блокировки с потерей заказов.
- Деньги по безналичным расчетам приходят водителю не сразу.
Самое важное - в нашем Telegram-канале