Национальная потребность
Если для России такие "кубики" – экзотика, то в Японии, напротив, они общепризнанны и мегапопулярны. Почему? Неужели жители Страны восходящего солнца имеют извращенное представление об автомобильном дизайне? Вовсе нет! Просто, для того чтобы стать владельцем автомобиля, островитянам необходимо получить разрешение на его приобретение, которое выдается при наличии парковочного места (в огромных мегаполисах с этим проблемы).
Таким образом, чем меньше габаритный размер транспортного средства, тем ниже стоимость парковки, и как следствие большая вероятность получить добро на покупку от властей. К тому же Япония – не настолько огромная в плане территории страна, чтобы позволить себе заполонить дороги огромными дредноутами. В этом попросту нет смысла, так как в большинстве случаев в машине ездит лишь водитель, в крайнем – с одним-двумя пассажирами. Да и понапрасну бензин жечь, когда речь заходит о поездках по городу из дома на работу и обратно, незачем. Для таких задач вполне достаточно небольшого и доступного авто. Но на тот момент (речь идет о середине – конце 90-х годов XX столетия) таковых не было, разве уж совсем микромобили, именуемые кей-карами, где одному-то тесно. Нужен был выход из сложившейся ситуации. И японцы его с честью нашли, представив общественности небольшие, но в то же время вместительные автомобили типа Nissan Cube, Toyota bB, Honda S-MX. Эти машины объединили в себе достаточную вместимость, неплохие потребительские качества, удовлетворительные ездовые свойства и завидную экономичность. То, что нужно! В итоге результат превзошел все ожидания. Автомобили скупали, причем так яро, что даже образовался некоторый дефицит.
Понравились машины и жителям других стран. Например, в США неплохо продается Scion xB – леворульная модификация Toyota bB, а Nissan Cube поставляется не только в Европу, Америку, но и в Австралию.
Таким образом, удовлетворив свою национальную потребность в автомобилях, японцы подарили миру возможность познакомиться с доселе неизвестными машинами, а заодно заявили о себе как о ведущей автомобильной державе, любая задача которой по плечу.
К дизайну нужно привыкнуть
Но вернемся к Toyota bB. На мой взгляд, внешность у автомобиля не столько спорная, сколь непривычная. Дело в том, что мы привыкли видеть машины с плавными линиями, всяческими округлостями, а тут исключительно прямо-угольные черты. Смело и необычно. Необходимо время, чтобы люди привыкли к столь неординарным стилистическим решениям.
Вспомните хотя бы BMW 7-Series, представленный публике в 2001 году. Тогда казалось, что Крис Бэнгл, главный художник баварского концерна, сошел с ума. Общественность негодовала по поводу непривычной внешности нового флагмана. Еще бы, ведь предыдущее поколение "семерки" было настолько элегантным, что хотелось верить – дизайнеры достигли совершенства в своей области. Поначалу приверженцы марки предрекали провал модели. Но, как оказалось, отнюдь. Конечно, сначала общественность ворчала, но спустя некоторое время споры стихли, а популярность не оставила желать лучшего.
То же самое, я не сомневаюсь, ожидает и Toyota bB в России. Машина найдет своих поклонников среди тех автолюбителей, кто предпочитает уникальные вещи, позволяющие выделяться на фоне остальных.
Экипаж для пятерых
Оказавшись внутри машины, первым делом обращаешь внимание на простор. Места даже для пяти человек предостаточно. Особенно поражает запас пространства на заднем ряду. Между спинками передних кресел и коленями пассажира остается очень приличное расстояние, даже если рост у пассажира 180 см. А ведь еще имеется возможность двигать задний диван вперед/назад ради увеличения простора или объема багажного отделения. Неплохо.
Переместимся за руль. Перед глазами водителя лишь лобовое стекло. Блок ламп, сигнализирующих о всевозможных неисправностях, разместился в центре передней панели, а контрольно-измерительные приборы (тахометр, спидометр и указатель уровня топлива), объединенные в одну окружность, ближе к водителю.
Если говорить об уровне организации водительского места в целом, то если бы не один досадный эргономический прокол (о нем ниже), то можно было бы смело поставить "отлично", потому как сидишь высоко, передний обзор и по зеркалам близок к эталону. Кроме того, порадовал блок управления "погодой". Вместо россыпи кнопок и ползунков – три кругляша и задвижка системы рециркуляции воздуха. Про места для мелкой поклажи скажу, что в Toyota bB их предостаточно. Так, помимо традиционного бардачка и кармашков в дверях имеются небольшие отсеки-полочки в районе руля, над перчаточным ящиком и вершине торпедо. Любители прохладительных напитков обнаружат три подстаканника. Все-таки чувствуется, что инженеры подошли к созданию машины с особой теплотой и заботой о ее пассажирах.
Теперь об эргономическом проколе. Высокий кузов с большой площадью остекления – несомненно, хорошо. Он позволяет наполнить салон светом и визуально сделать его немного больше, нежели есть на самом деле. Но широкие передние стойки кузова создают мертвые зоны (без них не достичь высокой жесткости), заметно ограничивающие обзор при маневрировании.
Еще не понравилось качество пластика, использованного в отделке салона. Во-первых, он жесткий (в принципе, на массовых "Тойотах" другого и не ожидаешь обнаружить). Во-вторых, он неприятен на ощупь. Здесь было бы не лишним посмотреть в сторону европейских коллег. И, в-третьих, обшивки дверей пустотелые, что создает неприятный звуковой резонанс во время езды.
Тише едешь, целее будешь
Честно говоря, не ожидал такой прыти от подобного авто. Полуторалитровый бензиновый мотор (1NZ-FE) мощностью 110 сил наделяет машину снаряженной массой около тонны заводным темпераментом. Стоит лишь как следует нажать на правую педаль, как Toyota bB начинает стремительно ускоряться. Не знаю точных цифр разгона до 100 км/ч, но предположу – в "десятку" машина должна уложиться. Неплохо, особенно учитывая наличие автоматической трансмиссии. Думается, в наших условиях большего и не нужно, потому как стоит загнать стрелку спидометра за отметку 120 км/ч, как в салон начинают проникать шум ветра и голос мотора. Ни шумоизоляция, ни аэродинамика, к сожалению, не являются сильными сторонами машины. Так что наиболее комфортная скорость движения будет в районе "сотки".
Теперь что касается управляемости. В спокойном ритме движения, когда плавно разгоняешься и аккуратно тормозишь, у меня к машине нет никаких нареканий. Все как обычно – просто, предсказуемо и надежно (иного от Toyota не ожидаешь). В меру информативный руль позволяет водителю всегда чувствовать, что происходит с передними колесами. К тому же он имеет отливы под естественный хват, из-за чего его чертовски приятно держать в руках.
Но стоит поехать нагло и жестко, как от предсказуемости и следа не остается. Так, на резкие выпады рулем даже на малых скоростях машина реагирует весьма своеобразно. Во время поездки я попытался сымитировать объезд внезапно возникшего препятствия с выездом на встречную полосу на скорости 50 км/ч и, нужно сказать, был неприятно удивлен тем, что зад bB тут же решил обогнать перед. Страшно представить, что стало бы, будь скорость выше. Минимум – вылет в кювет.
Возможно, причиной неприятного сюрприза стали изрядно поезженные покрышки или скользкая дорога. Не знаю. На других машинах я ничего подобного не отмечал. В оправдание Toyota bB лишь скажу, что даже в столь щекотливой ситуации она остается понятной в управлении, по крайней мере при движении на обозначенной скорости. Чтобы ее вернуть на нужную, прямолинейную траекторию, достаточно вывернуть в сторону заноса руль и чуть-чуть увеличить тягу. Не скрою, азартным водителям подобный характер придется по нраву, а вот людям неподготовленным стоит быть внимательнее и осторожнее. Жаль, что нет системы курсовой устойчивости, она бы здесь была в самый раз.
Как видите, азартный стиль управления не для Toyota bB. Ей по душе обыкновенные, без выпендрежа, каждодневные поездки. В таких условиях она станет лучшим другом. Для этого у машины есть все необходимое. Она вместительна, удобна и экономична. Помимо этого, она еще и необычна с точки зрения внешнего вида. Согласитесь, на первый взгляд картина Казимира Малевича "Черный квадрат" проста как валенок, но это не мешает поклонникам искусства видеть в ней большее, нежели обыкновенную геометрическую фигуру.
Вот и с Toyota bB схожая история. Вроде бы просто машина городского типа. Приглядевшись, понимаешь, что перед тобой не обыкновенное транспортное средство, а настоящий уникум, каких в мире мало.
И еще. Я, конечно, не претендую на роль искусствоведа (уж мало что, извините, понимаю в живописи), но мне это не мешает назвать Toyota bB "черным кубом". На мой взгляд, куб гораздо интереснее квадрата. А вы как считаете?
Самое важное - в нашем Telegram-канале