Позади США, впереди Япония
— Иван, соревнования "Российской дрифт-серии" (РДС) в последнее время стали очень заметны в медийном пространстве. Расскажите подробнее, что это за индустрия?
— Это очень быстрорастущая индустрия. Еще два года назад на дрифт (см. справку) смотрели как на что-то не слишком серьезное, а сейчас в этой дисциплине выступает самое большое количество автоспортсменов. Больше, чем в картинге, кольцевых гонках и т. д., — свыше 1 тыс. пилотов в стране.
— Они занимаются этим профессионально?
— Правильнее сказать, на серьезном уровне. Потому что в России в любом виде автоспорта нет тех, кто занимается только гонками и зарабатывает лишь этим. Исключений — единицы. Конечно, я бы хотел, чтобы гонки были моим единственным занятием, но индустрия пока это не позволяет. Но дрифт, кстати, имеет сейчас больше всего шансов выйти на профессиональный уровень — судя по тому, как быстро эта дисциплина набирает обороты.
Россия наряду с Японией и США входит в топ-3 сильнейших стран по дрифту. Мы, я думаю, на втором месте. Внутри страны можно выделить три школы дрифта — западную, дальневосточную и красноярскую. Последняя самая мощная, на мой взгляд. Она вырастила много талантливых пилотов. В Красноярск на соревнования приезжает до 100 человек. Если ты победил там, то это большое достижение.
— Что способствовало такому мощному развитию дрифта в нашей стране?
— Доступность. Дрифту можно учиться на недорогих машинах и тренироваться буквально на парковках супермаркетов (конечно, предварительно договорившись и отгородив себе территорию). Вложения на первоначальном этапе могут быть совсем небольшие. И если позволяют финансовые возможности, можно двигаться дальше. Это почти неограниченная площадка для развития.
— Рискну предположить, что есть еще один фактор — роль личности. Я имею в виду Георгия Чивчяна и Аркадия Цареградцева (красноярские гонщики, которые первыми поехали к родоначальникам дрифта в Японию и достойно выступили там в самой сильной лиге D1. — Прим. Altapress.ru.).
— Конечно, их вклад в популяризацию этой дисциплины сложно переоценить. Они много сделали и еще сделают для развития нашего дрифта. Они дали нам всем понять, что ничего заоблачного нет, что можно на равных ездить с самыми сильными пилотами мира.
Два года подряд сильнейшие японские дрифтеры приезжали во Владивосток, чтобы посоревноваться с лучшими российскими (Иван Никулин принимал участие в обоих баттлах. — Прим. ред.). И если в первый раз они привозили с собой запасные машины, то во второй — самые боевые: поняли, что не стоит недооценивать российский дрифт. На треке идут настоящие сражения. Пока, правда, российских пилотов на подиуме не было. Но в 2017 году гонка Россия vs Япония пройдет в третий раз, и мы готовы дать родоначальникам дрифта решительный бой.
Спонсоров искать не приходится
— Вы известны как создатель барнаульской гоночной команды "Белка и стрелка". Что это за проект?
— Мы с товарищами выступали на различных автосоревнованиях. Со временем решили, что алтайскому автоспорту нужен бренд. Появилась команда, придумали название. Но в прошлом году от него пришлось отказаться. Дело в том, что с лета 2016 года я выступаю за красноярскую команду "Форвард Авто" вместе с Георгием Чивчяном и его братом Владимиром.
— То есть Алтай лишился своего бренда в дрифт-серии?
— Бренд не уходит с названием команды, он остается с их пилотом. Буду стараться, чтобы Барнаул прославился в автогонках. В "Форвард Авто" у меня больше возможностей добиться высот. Это шаг вперед, однозначно.
— Во что обходится содержание команды серьезного уровня?
— Как и во всех технических видах спорта — дорого. Скажу только для примера: содержание команды по картингу на трех пилотов требует не менее 5 млн в год. Но участие автогонках — не только трата денег. Во всех заграничных странах команды зарабатывают.
— А у нас?
— У нас, думаю, выходят в ноль.
— Только успешные?
— Не только. В РДС, например, нет слабых пилотов. Борьба всегда идет плотная. Дело ведь не в призовых — они не такие большие, на них никто всерьез не рассчитывает. Основную прибыль командам приносит продажа спонсорского партнерства. Крупные автокомпании обеспечивают резиной, маслами, дают деньги за рекламу на машине, одежде, на автосервисной технике. При грамотной работе менеджера гоночная команда может быть даже прибыльной.
РДС сейчас много инвестирует, чтобы продвинуть чемпионат. Только один этап в Сочи стоил более 5 млн рублей. Но они тоже могут зарабатывать, как и "Формула-1", на трансляциях, медийной рекламе и т. д.
— Легко ли команде найти спонсоров?
— Если показываешь результат, они сами выйдут. Представительства автокомпаний ездят на этапы, мониторят пилотов. Если ты успешен, у тебя будут партнеры.
Болиды строят годами
— У вас впечатляющие авто. Расскажите о них подробнее.
— Пока боевой автомобиль один — это Nissan Silvia. На него установлен двигатель SR-20, выдающий более 600 лошадиных сил. Работает он в паре с австралийской секвентальной коробкой передач, не требующей нажатия сцепления. Естественно, увеличен выворот колес — это необходимое условие для дрифта. Автомобиль не предназначен для езды по дорогам общего пользования, вожу его на прицепе от одного трека к другому. Также есть прокачанная Toyota Mark II, но ее мы еще будем доводить до ума в 2018 году.
— Сколько времени и средств нужно потратить, чтобы сконструировать конкурентоспособный автомобиль?
— Естественно, все зависит от денег и опыта. Обычно один год уходит на переделку гражданского автомобиля в спортивный, а потом еще год-два — на его настройку. И тогда получится авто, на котором можно побеждать. Стоимость такого болида составляет около 3 млн рублей.
Но машина — это лишь 50% успеха. Сам пилот постоянно должен совершенствоваться. Поэтому приходится тренироваться в том числе зимой. Порядка 90% дрифтеров не прекращают оттачивать навыки после завершения сезона. Например, мы специально расчищаем трассу на заливных лугах за новым мостом через Обь, тренируемся там, проводим соревнования по зимнему дрифту.
— А летом где тренируетесь?
— Как правило, мы приезжаем на очередной этап за несколько дней до соревнований и практикуемся, привыкаем к конфигурации трассы. И перед началом сезона делаем тестовый выезд на каком-либо автодроме. А между этапами тренироваться сложно — в Сибири подходящие площадки есть только в Красноярске, Новосибирске и Кемерово, а в Алтайском крае, к сожалению, нет.
Будет свой автодром
— Летом 2015 года вы анонсировали проект строительства собственного учебно-спортивного автокомплекса. Почему он так и остался проектом?
— Мы с единомышленниками три года занимаемся этой темой. Много раз приходили к местным властям и говорили: есть проект, есть инвестор, помогите только с землей для строительства. Но нам отвечали, что на федеральном уровне нет таких программ, по которым они смогли бы нам оказать поддержку.
В итоге мы своими силами нашли землю, сейчас ее выкупаем. Это участок у Чуйского тракта около поворота на Заринск. Сейчас столкнулись с другой проблемой — не можем получить разрешение на строительство съезда с трассы к автокомплексу. Но мы рук не опускаем, продолжаем добиваться своего.
— Что из себя будет представлять объект?
— Комплекс будет включать в себя четыре трассы: для картинга, дрифта, автомногоборья и мотокросса. Также хотим построить гостиницу, кафе, АЗС, трибуны, закрытый парк и парковку. Общая площадь комплекса — 50 га.
— Каковы инвестиции в проект и сроки его окупаемости?
— Строительство комплекса обойдется примерно в 150 млн рублей. Возвести его полностью планируем в течение восьми лет. В первую очередь — трассы. Уже через два года после того, как мы согласуем строительство съезда, здесь могут появиться спортивные машины. Что касается окупаемости, то об этом речь не идет. Это некоммерческий проект. Хорошо, если тех денег, что автодром будет приносить, хватит на его содержание. Денег здесь точно не заработать.
— А можете назвать инвесторов? Я так понимаю, это вы и еще кто-то?
— А зачем? Эти люди не ищут популярности. Когда все заработает, вы их узнаете. Скажу только, что это руководители нескольких компаний. Это люди, которым небезразлично развитие автоспорта в Алтайском крае. Они — настоящие энтузиасты, хотят, чтобы дети снова могли массово заниматься техническими видами спорта, как это было в советское время.
Страха нет
— Иван, сколько лет вы уже занимаетесь дрифтом на серьезном уровне?
— Два летних и три зимних сезона. До этого занимался автокроссом, трековыми гонками, а начинал карьеру семь лет назад, как и положено, с картинга. Именно эта дисциплина дает базу любому автоспортсмену, эту школу обязательно надо пройти.
— Почему вы остановились на дрифте?
— Трековые гонки уже неинтересны. Я был на этапах "Формулы-1", и меня они вообще не впечатлили — ну пронеслись болиды, потом ждешь, когда они снова мимо пролетят. А в дрифте все ключевые отрезки дистанции расположены прямо перед зрителями, они наблюдают за борьбой, как в Колизее. И в целом здесь все намного зрелищнее. Возможно, лет через 15 и дрифт наскучит публике, но пока все больше поклонников автоспорта входят во вкус этих соревнований.
— Сколько раз вы разбивали машины?
— Да постоянно! В дрифте это неизбежно. Важно лишь сильно не разбить болид, иначе есть риск не продолжить гонку. В последний раз я достаточно сильно повредил свой Nissan во время битвы с японцами во Владивостоке — ошибся с траекторией, влетел в расставленные у трассы тюки сена. Пришлось всю ночь ремонтироваться: снимать двигатель, выправлять кузов, менять турбину и т. д. В итоге на следующий день все же вышли на дистанцию, но кое-какие проблемы с управлением остались. А за жизнь переживать не приходится: все машины подготовлены в соответствии со всеми правилами безопасности, внутри — мощный каркас.
— Неужели, когда вы входите боком в поворот на скорости более 100 км/ч, вам не бывает страшно?
— Редко. Вообще, когда я только начинал, каждый выезд провоцировал мощнейший выброс адреналина. Сейчас я за рулем уже спокоен. Это становится даже похоже на работу. Садишься в машину, как в офисное кресло.
— Не боитесь, что увлечение превратится в рутину?
— Нет. Это даже лучше, когда ты управляешь машиной с холодной головой и принимаешь решения без паники. Но когда приезжаешь на соревнования более высокого уровня, волнение перед стартом снова появляется. Поэтому всегда нужно развиваться, тогда любое дело не станет рутиной.
Досье
Иван Никулин родился в Барнауле 20 октября 1983 года. Служил в пограничных войсках, окончил гуманитарный факультет АлтГТУ по специальности "реклама и маркетинг" и академию госслужбы по направлению "финансы и кредит". Еще во время учебы открыл бизнес по продаже текстиля. Сейчас Иван — совладелец холдинга, куда входят два транспортных предприятия, IT-компания и фирма, торгующая нефтехимией.
Глоссарий
Дрифт (от англ. drift) — техника прохождения поворотов на автомобиле в управляемом заносе. Соревнования по дрифту проводятся на трассах с большим количеством поворотов. Победителей определяют в парных заездах. Обычно это происходит так: один пилот едет первым (срывая машину в занос по оговоренной судьями траектории), а его преследователь пытается (также в управляемом заносе) подъехать как можно ближе к лидеру. Затем эти же пилоты едут второй раз, но поменявшись местами. Победителем становится пилот, который, будучи "догоняющим", проехал дистанцию ближе к сопернику.
Цитата
"Если показываешь результат, спонсоры придут к тебе сами".
Самое важное - в нашем Telegram-канале