Идея электронных полисов кажется простой и привлекательной. Автомобилист заходит на сайт страховой, заполняет заявку и оплачивает страховую премию по карте или с электронного кошелька. Затем он получает от автоматизированной информационной системы (АИС) ОСАГО документ с подтверждением, что ему выдан полис с определенным номером. Остается распечатать его на принтере и можно ездить.
ГИБДД уже получило доступ к АИС. У инспекторов есть возможность с помощью планшета по номеру распечатанного полиса проверить его подлинность. Если у инспектора нет планшета, он может обратиться к дежурному по рации.
С 1 июля с помощью интернета можно будет лишь продлить действующий договор, а купить его в новой для клиента компании разрешат только с 1 октября. И это не единственное, что может затормозить внедрение технологии.
Закон не обязывает страховщиков переходить на электронное оформление ОСАГО, а лишь предоставляет им такую возможность.
Пресс-служба РСА:
По нашим прогнозам, большинство крупных компаний будут предоставлять клиентам такую возможность. Однако стоит оговориться, что полис можно будет купить только у страховщика, имеющего в данном субъекте РФ обособленное подразделение.
Иван Абабков,
директор Алтайского филиала компании "СОГАЗ":
Думаю, что со временем эта услуга станет достаточно популярной у автовладельцев. Но на начальном этапе некоторые сомнения будут у всех – и у клиентов, и у страховщиков, и у сотрудников полиции.
Некоторые вещи действительно вызывают это чувство. Изначально предполагалось, что подтвердить заявку на получение полиса можно будет либо по номеру СНИЛСа, либо с помощью электронной цифровой подписи (ЭЦП). Но сейчас первый вариант собираются убрать: такую поправку внесло правительство на рассмотрение Госдумы. То есть остается только ЭЦП, оформление которой для граждан стоит около 600-700 рублей и требует определенных хлопот.
В таком решении юрист Николай Тюрников, президент Ассоциации защиты страхователей, видит работу страхового лобби.
Николай Тюрников,
президент Ассоциации защиты страхователей:
Страховые компании начинают противодействовать внедрению новой технологии: заявляют о каких-то технических сложностях и рисках мошенничества, но в реальности все не так сложно. Цифровая подпись — это тоже их придумка. Никакой ЭЦП быть не должно. Сложно представить, что за полис может заплатить какой-то нереальный человек. Он что, альтруист? Это же глупо. Страховые компании просто не хотят допустить работу электронного ОСАГО в России.
Не по нраву нововведение и страховых брокерам. "Для нас это огромная угроза" - признается владелица одного барнаульского страхового агентства.
Электронный полис может решить проблемы с приобретением полисов автогражданки, но все будет зависеть от механизма его работы — уверен автоюрист Юрий Шаталов. Пока же этот механизм до конца не ясен всем участникам рынка, хотя до старта электронных продаж остаются считанные дни.
Справка
Более трети российских водителей (38%) готовы приобретать полисы автострахования через Интернет. Не чувствуют в себе такой готовности 62% опрошенных автолюбителей. Большинство из "отказников" сомневаются в своих возможностях самостоятельно разобраться со всеми нюансами онлайн-сервиса и опасаются оплачивать услуги через интернет. Опрос провели в апреле 2015 года исследовательский холдинг "Ромир" и группа "Ренессанс страхование".
Самое важное - в нашем Telegram-канале