Проблему городских заторов можно решать тактически, а можно — стратегически. Первый путь — самый распространенный. Он предполагает, что мы меняем, модернизируем и вообще всячески улучшаем инфраструктуру, увеличивая пропускную способность дорожной сети. Но это похоже на сизифов труд: чем дороги становятся свободнее, тем больше появляется желающих по ним поехать. И на разгруженные участки снова возвращаются пробки.
Стратегический же путь требует радикальных мер.
Сергей Павлов,
заместитель заведующего кафедры организации и безопасности движения:
Единственной по-настоящему действенной мерой может стать снижение числа поездок на личном транспорте, особенно в центре города. Основной поток составляют именно личные автомобили. Люди едут на работу и ставят свои машины на весь день. И с каждым годом им становится все труднее находить свободное парковочное место рядом с офисом.
Мерой, ограничивающей использование личного транспорта, должны стать платные парковки в центре города, считает эксперт. Естественно, при развитии общественного транспорта, в первую очередь электрического. О том, что городские власти задумались над идеей платных парковок, стало известно еще в конце мая. Как рассказал altapress.ru Анатолий Воронков, первый заместитель главы администрации Барнаула, чиновники до сих пор не отказались от этой идеи. Сейчас они прорабатывают вопрос, где именно и как можно организовать платные парковочные места, но пока конкретики нет.
По мнению Сергея Павлова, зону платной парковки можно расположить в пределах Комсомольского и Красноармейского проспектов, от проспекта Строителей и улицы Советской до речного вокзала.
Обычно при организации зоны платной парковки создают так называемые перехватывающие парковки — там можно оставить свой автомобиль и бесплатно поехать в центр на общественном транспорте. Но где такие парковки организовать в Барнауле?
Сергей Павлов,
заместитель заведующего кафедры организации и безопасности движения:
Их нельзя делать сильно близко к центральной зоне. Жителям спальных районов неудобно будет ехать половину пути на своем авто, а потом пересаживаться на общественный транспорт и проезжать 3–4 остановки. Актуальна перехватывающая парковка для жителей пригорода, которые работают в центре. Ее можно сделать, например, у КП ГИБДД за новым мостом или где-то на Змеиногорском тракте. Естественно, наладив оттуда регулярное движение общественного транспорта.
Также эксперт предлагает убрать многие парковочные карманы у магазинов на центральных улицах. Дело в том, что стоящие на них машины затрудняют движение по правой полосе. Они же будут мешать движению общественного транспорта по выделенной полосе, если город захочет вернуться к этому опыту.
Но главная проблема не в этом.
Сергей Павлов,
заместитель заведующего кафедры организации и безопасности движения:
Боюсь, что горожане пока не готовы к такой радикальной мере, как платные парковки. И городу придется решать проблему массовых парковок во дворах.И тут администрации нужно вести разъяснительную работу, говорить о том, что это мировые тенденции и нам от них никуда не деться. Другого решения разгрузки центра города нет. А необходимость платить, условно говоря, по 200 рублей в день за стоянку многих стимулирует отказаться от личного транспорта в пользу общественного.
Но пока такой стратегический шаг не сделан, остается заниматься тактическими действиями. Впрочем, если своевременно не совершенствовать улично-дорожную сеть, то никакие платные парковки городу не помогут.
Предложения выпускников АлтГТУ, как можно усовершенствовать улично-дорожную сеть Барнаула
1. Реверсивное движение трамваев в районе Нового рынка.
Ситуация: путепровод на проспекте Ленина — наиболее проблемное "бутылочное горлышко" в городе. Здесь проезжая часть сужается с трех до двух полос в каждом направлении.
Решение: устроить реверсивное движение для трамваев на участке от ул. Пионеров до ул. Матросова и организовать на путепроводе по одной дополнительной полосе в каждую сторону. Нужно будет демонтировать трамвайные рельсы, оставить только одну линию для этого транспорта и установить специальные светофоры. Интенсивность движения трамваев на участке позволяет все это сделать. Слабая сторона проекта в том, что ширина одной полосы движения изменится с 3,15 метра до 2,36 метра, что отрицательно скажется на маневренности автомобилей.
Ожидаемый эффект: средняя скорость движения увеличится с 30–40 км/ч и приблизится к отметке в 60 км/ч.
2. Одностороннее движение в центре.
Ситуация: на параллельных основным магистралям улицах автовладельцы паркуют машины не только в предусмотренных для этого местах, но оставляют их прямо на проезжей части, часто в нарушение ПДД. В результате встречный разъезд бывает затруднен из-за нехватки ширины проезжей части.
Решение: организовать на этих улицах одностороннее движение. Направление движения на соседних улицах должно чередоваться. Центр города хорошо подходит для такого нововведения, ведь:
1. Имеется немало не удаленных друг от друга параллельных улиц с соответствующей пропускной способностью.
2. Есть возможность в конечных пунктах улиц обеспечить безопасный переход от одностороннего к двустороннему движению.
Ожидаемый эффект: можно улучшить условия для организации остановок и стоянок, в темное время суток водителей не будут слепить встречные авто (а значит, повысится безопасность движения), и, конечно, повысится пропускная способность улиц.
3. Реконструкция перекрестков на улице Власихинской.
Ситуация: город растет в северо-западном направлении — заселяются новые кварталы, открылся ТРЦ "Волна", и нагрузка на ул. Власихинскую постоянно возрастает. В этом году власти расширили участок от улицы Шумакова до улицы Попова, и заторов там стало меньше. Но они по-прежнему собираются в тех местах, где к Власихинской примыкают улица Малахова и шоссе Ленточный бор.
Решение 1: около "Волны" вместо традиционного перекрестка организовать кольцевое движение. (Верхний луч на схеме — выезд из ТРЦ, схему составляли до того, как выезд сделали в действительности, поэтому его конфигурация несколько отличается от того, что мы видим сейчас возле "Волны").
Решение 2: на месте примыкания шоссе к улице Власихинской соорудить двухуровневую развязку. Саму улицу предварительно придется расширить. Тогда в каждом направлении можно будет двигаться без остановки, потоки не будут пересекаться, и нужда в светофоре отпадет. Актуальности решению придают планы администрации расширить в 2016 году путепровод на шоссе через железнодорожные пути — самое узкое место на пути от улицы Кутузова до Власихинской. Соответственно, поток машин в вечерний час пик на рассматриваемом участке может возрасти.
Ожидаемый эффект: повысится безопасность движения, снизится число ДТП и опасных ситуаций, а пропускная способность увеличится.
4. Диагональные переходы.
Ситуация: на регулируемых пешеходных переходах люди переходят дорогу параллельно двигающемуся транспорту. При этом траектория движения поворачивающих машин пересекает путь пешеходов, что повышает вероятность наезда. На перекрестках с интенсивным людским потоком желающим повернуть водителям приходится подолгу пропускать людей.
Решение: на перекрестке нарисовать х-образную "зебру" и выделить для пешеходов отдельную фазу светофора. Диагональные переходы можно организовать на перекрестках улиц Шумакова и Балтийской, улицы Димитрова и проспекта Комсомольского, проспектов Строителей и Социалистического.
Ожидаемый эффект: произойдет ускорение пешеходного трафика: людям станет проще и безопаснее переходить дорогу.
Факт
В 2016 году власти Барнаула планируют начать достраивать улицу Попова, сделав ее четырехполосной от ул. Власихинской до ул. Трактовой.
Самое важное - в нашем Telegram-канале