Как и почему подорожал битум
В 2018 году этот нефтепродукт подорожал более чем на 30%. Одна из причин — во всех регионах страны увеличили объем дорожных работ, поэтому сформировался дефицит, рассказал губернатор Алтайского края Виктор Томенко на совете при президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам.
В Алтайском крае в марте 2018 года стоимость тонны битума подходящей для региона марки составляла 15,5 тыс. рублей за тонну, а в июле – уже 25,5 тыс., уточняет эксперт Общероссийского народного фронта (ОНФ) и гендиректор испытательно-производственного центра «Стандарт» Евгений Васильев.
Министр транспорта РФ Евгений Дитрих в числе причин подорожания битума назвал рост базовой цены на нефть. Но есть мнение, что основной фактор — завершение нефтяного налогового маневра, в рамках которого к 2024 году обнулится экспортная пошлина при одновременном увеличении налога на добычу полезных ископаемых. Получается, российские НПЗ будут покупать нефть, по сути, по мировым ценам, пишет drom.ru.
К чему это приведет
Если не сдержать растущие цены на битум, нацпроект «Безопасные и качественные дороги», по которому до 2024 года планируется масштабный ремонт в бийской и барнаульской агломерациях, не будет реализован в полном объеме, заявил Евгений Дитрих.
В ОНФ также отметили, что в сметах на ремонт дорог расценки на битум не соответствуют рыночным. Из-за этой разницы при потреблении 60 тыс. тонн битума в год в 2018 году алтайские дорожно-строительные предприятия потеряли 547 млн рублей, подсчитали эксперты. Это ведет в тому, что у рабочих падает заплата, уходят квалифицированные кадры и нет денег осваивать новые технологии, повышающие скорость и качество работ, говорят представители отрасли.
Как планируют исправить ситуацию
Дитрих рассказал, что совместно с крупнейшими нефтяными компаниями минтранс РФ подготовил специальную программу, по которой будут создавать хранилища битума. Запасы материала должны сгладить цены.
Премьер-министр Дмитрий Медведев распорядился в начале 2019 года провести совещание с профильными чиновниками и главами регионов, посвященное ситуации с ценами на битум.
В чем проблема с качеством
Евгений Васильев обратил внимание на еще одну сложность: в Алтайский край часто поставляют плохой битум. Даже если он соответствует ГОСТу и лабораторные испытания не показывают никаких отклонений от нормы, дорога получается не вполне качественная. Например, появляются трещины или «скачет» показатель водонасыщения.
Часто бывает, что подрядчик кладет асфальт, а полотно из-за некачественного битума не принимают. Приходится переделывать работы, нести затраты.
Евгений Васильев,
эксперт ОНФ, гендиректор испытательно-производственного центра «Стандарт»:
Государственные стандарты, по которым производятся битумы в нашей стране, устарели и отличаются от европейских, где одними из основных показателей качества являются кинетическая и динамическая вязкость материала. Пора менять ГОСТы.
Самое важное - в нашем Telegram-канале