Всего за январь – сентябрь в ДТП на территории края ранения получили 269 пассажиров общественного транспорта. Это на 16,5% больше, чем за те же месяцы 2014 года. А за 11 месяцев зафиксировано 156 случаев падений или получения травм в транспорте, что также значительно больше января – ноября 2014 года.
Травмированный пассажир обращается в суд. Если он побеждает, затраты на лечение ему возмещает страховая компания, но моральный вред компенсирует перевозчик. По словам Сергея Калинкина, исполнительного директора ассоциации "Автомобильные перевозчики Алтая", это могут быть сотни тысяч рублей. Максимально известная на сегодня сумма взыскания по моральному ущербу, которую платит алтайский перевозчик - 700 тыс. рублей.
Николай Долженко,
исполнительный директор Ассоциации пассажирских перевозчиков Барнаула:
Раньше люди понимали, что с предприятия что-то взять сложно. Сейчас, когда перевозки застрахованы, процедура стала проще.
По словам Сергея Иванова, замдиректора компании "ТрансБус", еще несколько лет назад суды игнорировали требования пассажиров компенсировать моральный вред или в крайнем случае присуждали 5–10 тыс. рублей, но сейчас практика изменилась.
Сергей Иванов,
замдиректора компании "ТрансБус":
Проблема в том, что никаких особых доказательств с пассажиров не требуется. Достаточно зафиксировать синяк в травмпункте и сказать, что получил повреждение в таком-то автобусе. И сложно доказать, в каком случае пассажир прав, а в каком — мухлюет.
Большие суммы штрафов бьют по экономике предприятий, говорит Николай Долженко. "Они сейчас не такие мощные, как прежде. У некоторых по одному-два маршрута. Несколько судебных решений вполне могут разорить ту или иную компанию", — утверждает он. "Такие суммы компенсаций убивают предприятия, — согласен Сергей Иванов. — Нас и так "бьет" рост стоимости ГСМ, запчастей, тарифов ОСАГО, других издержек. Единовременно выплатить, например, 500 тыс. рублей — это катастрофа в нынешних условиях".
Помочь перевозчикам, считает Иванов, могла бы система видеонаблюдения. Но, по его оценкам, это затратно и требует вложить 50–70 тыс. рублей в одну машину. "У нас были такие планы, им помешал рост курса доллара. Но на будущий год мы снова будем рассматривать такую возможность", — говорит Иванов.
Самое важное - в нашем Telegram-канале