Традиционно дорожная сфера финансировалась из поступлений транспортного налога (около 800 млн. рублей) и краевым бюджетом (около 1,2 млрд. рублей). После того как в 2012 году в стране были созданы региональные дорожные фонды, в субъектах стала оставаться значительная часть акцизных сборов на топливо. Это позволило аккумулировать гораздо больше средств. Если раньше на ремонт и содержание дорог край тратил 2–2,7 млрд. рублей, то уже в 2012 году дорожный фонд составлял 5,7 млрд. рублей.
Но то, как сейчас тратятся эти средства, устраивает не всех. Дело в том, что только 5% фонда может идти на муниципальные дороги при условии софинансирования, остальное идет на межпоселковые. В итоге, например, барнаульцы, от которых в фонд поступает примерно 450 млн. рублей транспортного налога, этих денег в виде отремонтированных городских дорог потом не ощутят.
Однако в следующем году у всех муниципалитетов будет собственный дорожный фонд. Поправки в Бюджетный кодекс предусматривают около 30 источников их наполнения. Субсидии из краевого бюджета останутся в прошлом. Финансирование содержания и ремонта дорожной сети будет проходить по принципу "пользователь платит".
Основной вопрос: какими по объему будут муниципальные дорожные фонды и как они будут формироваться окончательно? Это должны определить депутаты АКЗС, работая над проектом закона о краевом бюджете на следующий год. Хотя уже сейчас известно, что порядка 500 млн. рублей доходов от акцизов должны быть распределены по краю и станут источником наполнения муниципальных фондов. Но объемы акцизных поступлений снижаются. Если в 2013 году краевой дорожный фонд составлял 6,5 млрд. рублей, то, как стало известно, план на 2014 год — 6,2 млрд. рублей. Причина — нефтепереработчики ускоренными темпами переходят на стандарт качества "Евро-5", а на него акцизные ставки ниже.
Дмитрий Коровин,
замначальника управления края по транспорту, дорожному хозяйству и связи:
Дорожный фонд — переходящий источник, неистраченные средства будут переноситься на следующий год. Никто, чтобы освоить бюджет, в декабре асфальт класть не будет.
Он констатирует, что денег на дороги в муниципалитетах больше не станет, но теперь их главы будут обязаны тратить их исключительно на дороги, а не затыкать ими бюджетные дыры по другим статьям.
Но возникает другая проблема — "распыленность" средств.
Сергей Козликин,
глава администрации Петропавловского района:
Если раньше мы могли аккумулировать средства в каком-то отдельном селе, сделать в нем более-менее хорошие дороги, то теперь это будет проблематично. Например, у нас было 1,5 млн. рублей, мы их на одно какое-то село направляли. Завтра мы эту сумму будем раскидывать на 10 сельсоветов. Получится по 150 тыс. рублей. Что на эти деньги можно сделать? Деньги-то, по сути, будут те же. Конечно, чем больше сельсовет — тем объемнее у него будет фонд, но в любом случае это будут не те деньги, которые позволят привести дороги в порядок.
В Поспелихинском районе решили создать собственный фонд.
Петр Шрейдер,
глава администрации Поспелихинского района:
Если будет найдено понимание с сельсоветами и они нам отдадут часть средств, то мы получим возможность аккумулировать деньги для решения точечных проблем.
Из девяти источников
Дорожный фонд Барнаула будут пополнять акцизы на ГСМ, пошлины за перевозку опасных и крупногабаритных грузов, плата за возмещение причиняемого грузовиками вреда дорогам, автомобильные штрафы, неустойки и пени при заключении госконтрактов и средства, заплаченные в качестве обеспечения заявки на аукционах, межбюджетные трансферты и добровольные пожертвования.
Источник: Барнаульская городская Дума.
На что пойдут деньги из дорожного фонда Барнаула
- Содержание и ремонт дорог.
- Покупка техники.
- Строительство новых дорог.
- Ремонт дворовых проездов.
- Оформление права муниципальной собственности на дороги.
- Ликвидация последствий весенних паводков.
Источник: Барнаульская городская Дума.
Самое важное - в нашем Telegram-канале