С виду не каждый определит, что эта машина "не такая, как все". Но внимательный человек отметит ее бесшумность, отсутствие выхлопной трубы и увидит незнакомую эмблему в виде заостренной буквы "Т".
Если набрать в поисковике "Тесла", то он выдаст в первую очередь информацию, связанную с Николой Тесла – всемирно известным электротехником и физиком, внесшим огромный вклад в развитие электричества. Мог ли он предполагать, что его имя увековечат таким образом?
Волшебная машина начинает работать с нажатия на тормоз – вместо поворачивания ключа зажигания. У нее всего две педали – газ и тормоз, два вида езды – вперед и назад. Нет ни переключателя скоростей, ни прочих "стандартных" вещей – только руль, табло и большой сенсорный компьютер с целой операционной системой, который включается автоматически при посадке водителя. В сущности, все управление, кроме самого процесса езды, осуществляется одним пальцем.
Система автоматически обновляется через 3G-Интернет в то время, пока машина на зарядке, в целях безопасности.
Кстати, "Тесла" – четвертая машина в гараже Константина. А началось все с Porsche Cayenne, переделанного из бензинового в электромобиль. Остальные "соседки" тоже электрические. Ни одна из машин пока еще не потребовала серьезного ремонта.
Прощай, бензин!
Мы с вами живем в удивительное время: у нас есть возможность наблюдать за завершением эры бензиновых автомобилей. Более того, как считает Константин, гибридные автомобили (бензин + электрика) тоже завершают свое существование.
Константин Горохов:
Нефти у нас, возможно, не станет через лет пятьдесят. Опыт зарубежных автодилеров показал, что электромобиль на сегодня – самое выгодное транспортное средство для личного пользования. Для общественного пользования во многих странах уже есть электроавтобусы, трамваи, троллейбусы, электротакси. Далеко ходить не надо: юг Китая, провинция Шеньжень, где вся эта техника уже есть. Развитие идет бешеными темпами: если несколько лет назад на автовыставках было всего около 10% электромобилей, а все остальные – бензиновые или гибридные, то сейчас ситуация обратная.
Плюсы электрического транспорта действительно неоспоримы. Это в первую очередь экономия: нет бензина, масла, свечей и многих других "неудобств" обычных машин, а стоимость полной зарядки батареи 85 кВт/ч от домашней розетки – чуть менее 180 рублей. Электробак рассчитан на 500 км. Забота об экологии: автомобиль не выбрасывает вредные вещества в атмосферу. Благодаря рекуперации (возвращению части энергии для повторного использования в том же технологическом процессе) при разрядке батареи на трассе можно "зарядиться", проехав на прицепе: при скорости 100 км/ч полной зарядки можно достигнуть за 1,5 часа. Ну и, конечно, неоспоримый плюс – абсолютно свободные багажник и капот.
Стоимость этого автомобиля в базовой комплектации – около 58 000 долларов. У "Теслы" Константина присутствуют еще увеличенная батарея, панорамная крыша и пневмоподвеска, необходимая для наших дорог.
– Кто-то посмотрит и скажет: о, это наше будущее! Какое же это будущее, если мы уже ездим на этих машинах? Даже моя "Тесла" – уже прошлое, поскольку в 2014 году с конвейера сойдет следующая модель, которую я планирую приобрести. Могу с уверенностью сказать, что машина этой марки у меня будет всегда.
Письмецо в конверте
К сожалению, эта машина в России наиредчайшая: их всего четыре, а за Уралом она единственная. И связано это с отсутствием условий для обслуживания таких машин: нет у нас ни электрозаправок, ни сервисного центра официального дилера. Компания Tesla Motors заявила, что, если в нашем регионе появится хотя бы 100 таких автомобилей, будут сервисное обслуживание и гарантии. А пока при необходимости замены детали заказывать ее придется из-за рубежа.
Достаточно много времени тратится на зарядку авто: при силе тока 16 ампер (как в домашней розетке) полная зарядка произойдет через 20 часов. В своем доме Константин немного переоборудовал счетчики до силы тока 40 ампер – при таком раскладе автомобиль заряжается за 8 часов.
– Когда я проходил таможенное оформление на свой первый электромобиль, мне пришлось ехать в Новосибирск. Вся процедура заняла четыре часа, а машина ввозилась как товар. Но благодаря этому "новшеству" в базах таможни и ГИБДД произошел сдвиг, и теперь при оформлении такого автомобиля у владельца не будет проблем. "Теслу" я уже ввозил как автомобиль с электрическим двигателем. Мне говорили, что я буквально протоптал дорогу электрическим транспортным средствам. Отчасти это так, но до сих пор, кроме меня, никто не ввез электромобиль в Сибирь.
Для того чтобы у владельцев электромобилей не было проблем с зарядкой, необходимо установить хотя бы по одной электрозаправке в каждом крупном городе. Это дешево, и заряжаться автомобиль будет за полчаса.
Недавно Константин написал письмо главе администрации Барнаула Игорю Савинцеву через общественную приемную с просьбой разрешить проблему отсутствия быстрых электрозаправок.
– Я лично знаю более сотни жителей Барнаула, готовых приобрести электромобиль, но отсутствие инфраструктуры и сервисного обслуживания их сдерживает. Я готов принимать личное участие в разработке, консультациях, проектировании и установке пунктов быстрой заправки. Подобные меры дадут толчок развитию целого направления автомобилестроения в регионе и в России в целом.
Если нужной реакции от администрации не последует, Константин планирует иметь свои "заправки" в частных домах ближайших городов, не делая на этом бизнеса и не нарушая законов. Все новые владельцы электромобилей в Сибири будут знать об этих пунктах.
Следующее появление машин нового поколения в нашем регионе ожидается к 2015 году: в это время подойдет очередь людей, желающих приобрести электромобиль уже сейчас. Таких у нас пока 16 человек.
У нас уже есть автомобили нового поколения. Более того, возможность приобретения такого транспорта реальна. Константин считает, что при содействии государства и местных администраций развитие может пойти еще быстрее и уровень любого региона может взметнуться до небывалых высот. Было бы только желание.
Справка
Существует легенда о том, что Никола Тесла имел электрический автомобиль. Из электроламп, проводов и резисторов он якобы собрал двигатель и разъезжал на своем электромобиле неделю, за что его нарекли чуть ли не дьяволом. Однако подтверждения данной легенде нет.
Самое важное - в нашем Telegram-канале