Экономика

Единственный алтайский резидент Сколково - о своем проекте и поддержке инновационного центра

Компания Coloreyes ("Колорайз"), которую создали в Барнауле, стала резидентом Сколково в ноябре 2015 года. Она - единственный представитель Алтайского края в инновационном центре. Ее основатели придумали способ собирать актуальные для бизнеса сведения о пользователях соцсетей, то есть потенциальных потребителях. Эти данные можно применять, например, для точной адресной рекламы. В марте в Барнауле состоится стартап-тур "Открытые инновации", победители которого могут получить поддержку от Сколково. Altapress.ru узнал у действующего резидента из Алтайского края о преимуществах, которые он получил благодаря своему статусу, а также о его проекте.   

Сколково.
Сколково.
sk.ru

Клиент расскажет все сам

Основатели Coloreyes - выпускник АлтГТУ Василий Баев, программист Кирилл Трофимов и дизайнер Ольга Шемякина. Раньше они занимались веб-разработкой на заказ в своей студии в Барнауле. Эту услугу сложно масштабировать (то есть создать на ее основе крупный бизнес в разных регионах), потому они решили придумать собственный продукт.

Василий Баев сообщил, что сейчас компания находится на этапе патентного поиска и защиты интеллектуальной собственности. По этой причине он не смог детально описать уникальную технологию Coloreyes. Зато рассказал о проблемах, которые может решить бизнес с ее помощью.

Василий Баев, исполнительный директор Coloreyes.
Василий Баев, исполнительный директор Coloreyes.
Фото из архива редакции.

Василий Баев,
CEO компании Coloreyes:

Кому и когда показывать рекламное объявление в интернете, сейчас определяет не рекламодатель, а программа. Она делает это на основе поведенческих факторов - информации о том, что делал пользователь на компьютере. Выводы получаются неточными, носят вероятностный характер. Наверное, всем знакома ситуация: за ноутбуком сидела жена, а на "лабутены" и "офигительные штаны" потом смотрит муж.

Вторая проблема - даже такой неточный профиль рекламодатель покупает по системе аукциона. Получается, что он ввязывается в конкуренцию за показ еще до продажи.

Мы не гадаем на основе поведенческих факторов, не подсматриваем за пользователями, мы напрямую спрашиваем об их предпочтениях в соцсетях. Это маркетинг на основе коммуникации. Бизнес получает клиента, который сам сообщил, что он ест макароны, ему нравятся круизы или он хочет пойти в спортзал, а не абстрактную аудиторию 18-25 лет или условно "сегмент автомобилистов".

Еще большую ценность представляют дополнительные данные о потенциальном клиенте. На основе ответов пользователей о себе, бизнес может сегментировать аудиторию, точно сформулировать уникальное торговое предложение, правильно дорабатывать продукт под сегмент, делать дополнительные продажи и новые продукты.

В текущей модели, назовем ее индустриальной, продукты и услуги мало отличаются друг от друга и их выбор очень велик, а клиентов мало. Бизнес конкурирует по цене. Клиенту не нравятся одинаковые продукты, бизнесу не нравится выживать.

В нашей модели – у каждого продукта есть свой клиент. Бизнес, делающий кастомный продукт, выходит из конкуренции. Клиенту нравится продукт для него, бизнес развивается, удовлетворяя настоящие потребности клиента, а не создает потребность под ненужный товар. Мы соединяем преимущества сервисного подхода с правильной методологией продаж, когда у пользователя спрашивают, а не делают выводы за него.

Василий также сообщил, что сейчас выборка респондентов составляет 1,5 млн профилей, и по его словам, они "богаче по данным", чем аналогичные из соцсетей. У стартапа есть работающая технология и первые продажи. Сейчас идет работа над "упаковкой" продукта, чтобы в дальнейшем можно было масштабировать продажи.

Персональная поддержка

В декабре 2013 года компания Coloreyes прошла в финал конкурса акселератора и бизнес-инкубатора Impulse VC, но выиграть его не удалось. Участвовали порядка 40 проектов. Победитель получил приз — инвестиции $100 тыс.

Через год стартап принял участие в первом индустриальном акселераторе компании Microsoft и ФРИИ (российский фонд венчурных инвестиций, учрежденный Агентством стратегических инициатив по поручению Владимира Путина) и вошел в число девяти самых интересных проектов, которые получили грант от Microsoft в размере 300 тыс. рублей.

Василий Баев,
CEO компании Coloreyes:

Мы рассматривали все варианты. Основатели стартапа должны быть оппортунистами. В Сколково обратились в последнюю очередь, хотя надо было сразу. Основная проблема стартапа, как и любого нового продукта, в том, что он новый. И никто, кроме его создателей не знает, зачем он нужен и нужен ли вообще.

В бизнесе это означает, что не понятно как и кому продавать. Эти задачи и решает стратап на сдаии product/market fit ("соответствие продукта и рынка") - выстраивает бизнес-процессы, чтобы перестать быть стартапом. Сколково помогает в этом. Здесь устраиваются отраслевые встречи, мероприятия и конференции, на которые приглашается большой бизнес, лидеры рынка.

Резидентам дается курирующий менеджер, он помогает дойти до клиента, до которого мы сами дошли бы вряд ли. В первую очередь для нас была полезна именно эта помощь. Также в Сколково есть служба поддержки, которая решает операционные вопросы.

Помимо этого участники Сколково получают упрощенный режим налогообложения, не платят НДС, налог на доходы, освобождаются от таможенных пошлин. Сколково субсидирует затраты стартапа на НИОКР, не требуя долю или возврат. Это очень большое подспорье.

В этом году компания планирует подавать заявку на грант от фонда "Сколково".

Василий Баев также рассказал, чем различаются подходы в поддержке стартапов у "Сколково" и ФРИИ.

Василий Баев,
CEO компании Coloreyes:

ФРИИ — это про бизнес "здесь и сейчас", в текущем моменте. Там хорошо помогают в росте и масштабировании бизнеса, но он уже обязательно должен быть. В случае же со стартапами он есть не всегда. Зато во ФРИИ не требуют инновационности. Если вы сделали условно шиномонтаж или булочную в интернете, у вас есть продажи, то ФРИИ поможет вырасти и занять на этом рынке если не лидерские позиции, то весомую долю.

Для Сколково бизнес-метрики не так критичны, с ними здесь помогают, хотя, конечно, потенциальный рынок в любом случае должен быть. Здесь требуется инновационность и проект должен быть в рамках тех направлений, с которыми работает Сколково. По моему субъективному мнению, Сколково можно назвать венчурным фондом, тогда как ФРИИ помогает расти классическим бизнесам, лучше использовать интернет как канал продаж.

По словам Василия, он не знаком с другими резидентами Сколково из Алтайского края, хотя искал их, хотел познакомиться. Во ФРИИ компаний из края нет, при этом Новосибирск, Томск и Кемерово представлены неплохо.

Василий Баев,
CEO компании "Колорайз":

Это очень странная ситуация, по крайней мере для ИТ. Потенциал у региона большой. Мне кажется, во всех крупных московских ИТ-компаниях работают наши земляки. Студенты АлтГТУ постоянно становятся победителями и призерами международных олимпиад по программированию, это уровень Стэнфорда. Школа в регионе есть.

По мнению Василия Баева, алтайским стартапам нужно обязательно подать заявку на участие в стартап-туре, потому что победить о попасть на самое крупное в России профильное событие Sartup Village — это хорошее начало и возможность рассказать инвесторам о себе.

Цифра

8 компаний из Алтайского края подавали заявку в Сколково на получение статуса резидента и только одна была одобрена

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Смотрите также

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость