Скандал с крупным торговым центром
Приватизация госимущества многим в те годы казалась несправедливой. Ну, как же: строили все - а досталось кучке приближенных к власти персонажей.
И, надо сказать, алтайская прокуратура, которую возглавлял в те годы Юрий Параскун, не раз пыталась вмешаться в процесс разгосударствливания. Но, конечно, возражения у нее вызывало не отсутствие справедливости, а нарушение закона.
История с торговым центром "Норд-Вест", что на пр. Ленина, 155, - это маленький, но характерный эпизод войн тех лет.
Объект недвижимости, в котором сегодня находится этот известный торговый центр, когда-то принадлежал моторному заводу. А потом перешел в частные руки - его продали. Сделку купли-продажи и попытался оспорить в арбитражном суде прокурор края.
Прокуратура делает первый ход
В 1988 году, еще при советской власти, моторный завод начал строить 12-этажные высотки на пр. Ленина, 155 с встроенно-пристроенными помещениями – их хотели отдать под магазины, парикмахерские и все такое.
После крушения СССР, в декабре 1991 года, завод продал помещения фирме «Корал» за 5,5 млн рублей. Та деньги заплатила и обязалась достроить помещения и эксплуатировать их в соответствии с проектом. Кстати, продали их за пару недель до преобразования завода в акционерное общество.
Но на момент продажи завод был еще государственным предприятием. И в прокуратуре считали: госпредприятие продало объект, не имея на то права. В 1999 году прокуратура подала иск о признании сделки купли-продажи недействительной.
На заводе заявили, однако, что строили недвижимость на свои средства и на кредиты. Кредиты вернули (вот документики). Значит, это имущество - собственность трудового коллектива и предприятия, заявил на суде представитель завода. К тому же есть закон «О предприятиях» - и он разрешает таким имуществом распоряжаться.
Первая инстанция поддержала прокурора - ведь это была сделка по приватизации, А приватизацией мог заниматься только комитет по госимуществу, чего в данном случае не было. В мае 1999 года договор купли-продажи признали недействительным.
Но апелляция, а затем и окружной суд решение изменили и прокурору отказали. Хотя в те годы часто говорили, что вы играть у государственных структур почти невозможно, частник все же победил.
Вторая попытка
Интересно, что вернуть помещения надо было не заводу, который к тому времени акционировался, а государству. Но даже если бы в споре победил прокурор, вернуть государству эти объекты в конце 1990-х было уже проблематично.
В 1996 году фирма «Корал» вошла в состав акционерного общества «Концерн СВ». И передала ему незавершенку в качестве уставного взноса. Вскоре «Концерн СВ» официально зарегистрировал помещения за собой. Взять с «Корала» уже было нечего.
Тогда прокуратура подала иск уже к «Концерну СВ» и снова попыталась вернуть помещения государству - истребовать их из чужого незаконного владения. Но – суд ей отказал. К этому времени «Норд-Вест» уже был современным торговым центром – одним из самых крупных в Барнауле.
Самолетный скандал
1990-е годы, как известно, были временем экономического кризиса. Но один большой кризис складывался из тысяч маленьких. Одна из таких трагедий связана с Барнаульским авиапредприятием. В 1990-е годы оно попало в штопор. А добила его история с самолетами.
В самом начале 1990-х предприятие взяло кредит в знаменитом в те годы банке «Горный Алтай» - им руководил Рашит Губайдуллин. Деньги взяли на покупку самолетов ИЛ-76ТД. Но кредиты предприятие, увы, не вернуло.
В декабре 1995 года судебные исполнители Индустриального райсуда "изъяли" два самолета у авиапредприятия и передали их банку, о чем составили акт. Забрать самолеты! Это был настоящий скандал.
Был беспроцентный, стал под 200%
Вот как воспринимал эту историю один из бывших сотрудников авиапредприятия Валерий Токаренко - свой взгляд на события он описал в книге «Игра в самолетики».
Руководство авиапредприятия возлагало на покупку этих самолетов большие надежды по зарабатыванию денег. А пока было потрачено много средств на привлечение летного состава из других авиапредприятий. Был переучен технический состав. Мы первыми в управлении получили право выполнять трудоемкие регламенты на зависть толмачевцам, - писал Токаренко.
По мнению автора, все было поставлено на эти самолеты, но их покупка и уничтожила авиапредприятие.
Предприятию был выделен государством беспроцентный кредит на покупку трех новых транспортных самолетов Ил-76 на Ташкентском авиазаводе. Но по непонятным причинам этот кредит свернул с дороги, затем прошел через банк «Горный Алтай», и из него вышел для нас уже под 200% годовых! - утверждал он.
В решения суда, впрочем, была указана ставка: не менее 83%. Но это не противоречит утверждению Токаренко: ведь 200% - это точно не менее 83. Как бы там ни было, но кредит предприятие не потянуло, а за просрочку начислялась еще и пеня 80%. Жаловались всюду – но бесполезно.
Суд отказали прокурору
Скандал этот был длинный, шумный и долгоиграющий. Прокуратура попыталась вернуть самолеты через суд. В арбитраже она заявила, что судебные исполнители нарушили закон – имущество не было предварительно описано и арестовано, утверждал прокурор. Переданное банку имущество не выставляли на продажу. Прокурор края требовал признать недействительным акт приема-передачи самолетов.
Судебный процесс был резонансным, на заседания ходил сам банкир Губайдуллин. На суде выяснилось, что Минтранс России уже выдал банку свидетельства о регистрации гражданских воздушных судов и тем самым узаконил право собственности банка на самолеты.
Судебные исполнители на суде объяснили, что ни банк, ни авиапредприятие не согласились заплатить за экспертизу стоимости самолетов – из-за этого они не могли выставить их на торги. Самолеты они предлагали авиапредприятиям Омска, Новосибирска и Красноярска – но те даже не ответили. Так что имущество передали по балансовой стоимости и по соглашению сторон.
В общем, судьи прокурору отказали. Он пошел судиться дальше, и только в третьей, кассационной, инстанции выяснилось: спор надо рассматривать не в арбитраже, а в общем суде. СМИ тех лет сообщали, что позже, уже в ходе банкротства авиапредприятия, самолеты ему вернули!
Так и умерло предприятие
Но еще до банкротства авиапредприятия случился еще один самолетный скандал. Вскоре после изъятия самолетов банк «Горный Алтай» рухнул и сам начал банкротиться. Конкурсный управляющий банка нашел самолетам арендатора – московскую авиакомпанию «Полюс».
Но теперь уже банк-банкрот оказался должен Барнаульскому авиапредприятию за обслуживание. И в один прекрасный день авиапредприятие не выпустило самолеты из аэропорта до погашения долга. Но это была уже агония. В том же 1998 году авиапредприятие накопило большие долги перед сотрудниками, у него начали снова изымать самолеты.
Так и умерло Барнаульское авиапредприятие, потеряв весь свой парк самолетов и вертолетов порядка 100 бортов, - писал Токаренко.
Затем на базе аэропортового имущества было создано авиапредприятие «Алтай». Но своего самолетного парка у него уже нет.
Скандал с национализацией
Подобные истории, понятно, не вселяли уверенность в том, что российское правительство взяло правильный экономический курс. Недоверие к нему в те годы не раз демонстрировали проявляли краевые депутаты. В 1999 году они приняли постановление, которое в прокуратуре (да и в суде) интерпретировали как национализацию нефтебаз и заправок. Ни много, ни мало.
Документ родился не на пустом месте. В тот момент началась реструктуризация "Нефтяной компании "Роснефть" и "Алтайнефтепродукт" – по сути, крупная компания поглощала мелкую. И депутаты узнали, что нефтяники взялись за дело всерьез и вознамерились сократить количество нефтебаз и АЗС в крае.
Это, считали депутаты, нанесет значительный ущерб экономике. И тогда они решили забрать ненужное нефтяникам имущество – то есть речь не шла обо всех объектах компании.
В марте 1999 года тогдашний спикер АКЗС Александр Назарчук подписывает постановление: принять в госсобственность Алтайского края нефтебазы и АЗС, находящиеся на территории края и ликвидированные в ходе реструктуризации (в приложении перечислялись 17 ликвидируемых и 7 законсервированных нефтебаз).
При этом депутаты посоветовали администрации края депутаты создать на основе ликвидируемых нефтебаз унитарное предприятие, а властям в районах - организовать их охрану. Нефтяникам же отправили бумагу – дескать, передаем ваше добро в госсобственность.
В НК "Роснефть-Алтайнефтепродукт" весть об этом восприняли без восторга. А прокурор края с подходом депутатов не согласился и подал иск в суд.
Эмоции не помогли
Прокурор заявил, что собственником имущества является «Роснефть-Алтайнефтепродукт». Обращение в госсобственность (то есть национализация) должна проводиться в соответствии со статьей 303 Гражданского кодекса - то есть стоимость имущества и убытки надо возместить. Но ничего этого постановление не предусматривало.
Нефтяники на суде завили, что заксобрание превысило полномочия и вмешивается в оперативную деятельность компании. Представитель же депутатов объяснил, что АКЗС руководствуется целесообразностью, а обеспечение нефтепродуктами имеет исключительно важное для региона значение. Но эмоции не помогли.
Отчуждение может производиться только по решению суда, а для государственных нужд – только при условии предварительного равноценного возмещения», - написали судьи.
Постановление депутатов признали недействительным 11 мая 1999 года. 28 мая депутаты его оперативно отменили.
Самое важное - в нашем Telegram-канале