Тенденция первая. Битвы экосистем за потребителей
Подведение итогов работы ритейлинга в Алтайском крае прошло на экспертном совете в ИД «Алтапресс». За почти круглым столом собрались настоящие «тяжеловесы» одной из ведущих отраслей.
Эксперты отметили: популярность онлайн-заказов среди населения привлекла в «цифровой ритейлинг» крупных игроков. Тенденцию подхватили не только крупные торговые сети, но и банки.
Каждый участник борется за место под солнцем и потребителей своими методами. Одни берут скоростью, другие — скидками и бесплатной доставкой, для третьих все методы хороши.
Так, в Алтайском крае неплохо «прижилась» экосистема «Сбермаркет». В подведении итогов принял участие директор по развитию «Сбермаркета» Павел Глухов. Для этого он использовал все тот же онлайн-формат.
Спикер рассказал: в качестве конкурентного преимущества Сбер увеличил скорость доставки.
«Популярность сервисов высокая. Они постоянно развиваются, что неизбежно меняет ожидания потребителей. Они хотят получать заказ быстрее, но без потери высокого качества. Увеличение скорости доставки — один из ключевых факторов развития всех компаний», — пояснил Павел Глухов.
В связи со сложившейся ситуацией на рынке, сам Сбер скорректировал свою бизнес-модель. Теперь клиенты получают заказы быстрее. Их привозят за час из гипермаркета и за 20 минут из магазина поменьше.
Спикер поделился с участниками экспертной сессии своим наблюдением, характеризующим еще одну любопытную тенденцию — потребители услуг «Сбермаркета» «молодеют». И если раньше онлайн-заказы делали преимущественно клиенты от 25 лет и выше, то теперь сферой доставки экосистемы Сбера все чаще стала пользоваться молодежь в возрасте от 18 до 24 лет.
Кстати, один из крупнейших ритейлеров Адтайского края — компания «Мария-Ра» - пока не планирует выходить на популярный рынок онлайн-продаж, хотя не скрывает, что такая возможность уже обсуждалась со «Сбермаркетом».
Тенденция вторая. Волна ЗОЖа, поднятая самоизоляцией
Говоря о следующем направлении развития регионального ритейла, руководитель отдела продвижения торговой сети «Мария-Ра» Леся Колтакова отметила: тенденции на рынке торговли 2021 года напрямую связаны с событиями 2020-го.
- Во-первых, пандемия стала причиной падения покупательского спроса у населения. Потребители стали более внимательно относится к своим тратам и стараются экономить.
- Во-вторых, начиная с прошлого года, люди все чаще стали готовить дома. Об этом, замечает спикер, говорит структура спроса: они стали чаще покупать муку, яйца, крупы и т. д.
- В-третьих, сидячий образ жизни многих заставил задуматься о здоровье и правильном питании.
«По данным рейтинга Нильсена, около 90% населения России считают, что ЗОЖ — это важно, но только 60% (по данным исследования — Прим. ред.) соблюдают дополнительные нормы здорового образа жизни. И количество этих людей только увеличивается», — отметила Колтакова.
Спикер добавила: люди причисляют к ЗОЖ-продуктам не только товары без глютена, сахара и дополнительных добавок, но и сметану, молочные продукты, бутилированную воду. Им важно: чем меньше вреда, тем лучше.
Тенденция третья. Новая волна интереса к дискаунтерам
Другой участник экспертного совета, руководитель отдела по работе с поставщиками торговой сети «Мария-Ра» Денис Дьяков обратил внимание собравшихся на довольно тревожный прогноз: ожидается, что в четвертом квартале уходящего года начнет разгоняться инфляция. Рост цен побьет рекорд последних двух лет. Основные товарные группы подорожают более чем не 20%. А в начале 2022 — вероятно, в январе-феврале — спрос может провалиться.
Он заверил: «Мария-Ра» готова к разгону цен и планирует удержать стоимость базовых товаров для потребительской корзины на прежнем уровне.
Прогнозируемая экономическая ситуация может снова обратить пристальное внимание населения на дискаунтеры. В 2022-м ожидается настоящий бум. Многие крупные сети, воодушевленные примером «Светофора», будут активно осваивать эконом-формат.
Как отметила Леся Колтакова, «Мария-Ра» и здесь идет своим путем. Ритейлер пока не спешит открывать дискаунтер. Компания намерена иным способом привлекать покупателей, «ориентированных на жесткую экономию».
Справка
«Светофор» — российская розничная сеть супермаркетов-магазинов бросовых цен. Интерес населения к дискаунтеру со временем начал снижаться, однако в 2021 году он получил второе дыхание.
Тенденция четвертая. Самогон снова в тренде
Один из крупнейших представителей сферы алкогольной продукции, гендиректор компании «Тейси» Максим Байкалов рассказал о падении потребления легального алкоголя. В то же время, трезвее от этого люди не стали, сейчас они все чаще выбирают более дешевые варианты: суррогаты и самогон.
«В Алтайском крае и, кажется, недавно в Оренбургской области были отравления суррогатом со смертельным исходом. Плюс самогоноварение. Некоторые считают, что это лучше, чем алкоголь с завода», — подчеркнул Байкалов.
Гендиректор вино-водочного завода уверен: в алкогольном сегменте очень сложно предоставить сверхдешевые предложения.
Тенденция пятая. Торговые центры меняют формат
Торгово-развлекательные центры преимущественно были обширной и удобной площадкой для сферы продаж. Но пандемия и здесь внесла свои коррективы.
«Сейчас торговые центры видоизменяются. Люди все чаще приходят, чтобы провести здесь свой досуг», — пояснила руководитель направления торгово-развлекательных центров компании «Первый» Маргарита Сафронова.
Спикер рассказала: несмотря на сложности ковидного года, предприятие сохранило практически всех арендаторов. Причем, не только в своем флагмане (ТРЦ Galaxy — Прим. ред.), но и в остальных ТЦ Барнаула, края и других регионов.
По словам спикера, с начала 2021-го компания «Первый» вернулась к допандемийному уровню проходимости. Так, к сентябрю уходящего года, посещаемость выросла 20% по сравнению с 2019-м. Параллельно с этим растут доходы арендаторов в сферах fashion и общепит. Данный сектор показывает динамику в приросте до 30%, в сравнении с аналогичным периодом.
Сафронова отметила еще одну тенденцию 2021 года: к торговым центрам Барнаула и региональных ТЦ повысился интерес крупных международных брендов в ценовом сегменте low price. В частности, компании Sinsay.
Тенденция шестая. Спорт неуклонно дорожает
Спортивный инвентарь не входит в список товаров первой необходимости, однако спрос на него есть, но он отчасти сдерживается ростом цен.
Так, директор сети «Спортивный мир» Сергей Романов отметил, что население края и его столицы до сих пор стремятся активно заниматься спортом, но денег на это у них становится все меньше.
«Из-за роста инфляции постоянно увеличиваются цены на спортивные товары, поэтому иногда люди вынуждены выбирать что-то подешевле, либо вообще отказываются от покупки. В этом году при том же обороте, количество проданных товаров уменьшилось», — рассказал эксперт.
В целом же, участник обсуждения отмечают: ритейл, хоть и оказался в сложной ситуации, в том числе из-за пандемии и связанных с ней ограничений, но уходящий год завершает на относительно позитивной волне.
Руководитель краевого управления по развитию предпринимательства и рыночной инфраструктуры Александр Евстигнеев отметил, что рост товарооборота, хоть и небольшой — в пределах 3%, - но все же положительный. Впереди — новые вызовы.
«Несмотря на сложности, вы продолжаете профессионально работать. Со стороны правительства края в лице нашего управления мы готовы на дальнейшее сотрудничество», — резюмировал руководитель ведомства.
Самое важное - в нашем Telegram-канале