Экономика

Бренды в коме: алтайские компании уменьшили бюджеты на рекламу в два раза

По итогам 2015 года можно сделать вывод: алтайские рекламодатели решили, что сейчас не время для продвижения. Они сокращают траты на рекламу, покидают билборды, прессу и телевидение и по возможности уходят в интернет. Многие компании и вовсе "впали в спячку" — перестали рекламироваться вообще и ждут лучших времен. Но в этом году их никто не дождется: эксперты полагают, что экономия потребителей в 2016 году в лучшем случае останется на уровне 2015-го. Значит, аналогичными будут и траты на рекламу.

Рекламный рынок. Барнаул.
Рекламный рынок. Барнаул.
Михаил Хаустов

Сегодня в большинстве рекламных сегментов очевиден спад спроса на услуги. "Мы работаем с алтайскими клиентами. Размещаем их рекламу в районных газетах и на телевидении. В прошлом году заказов стало ровно в два раза меньше. Сильнее всего “провалилась” пресса, — сообщил Гарик Геворгян, директор рекламного агентства “Галея”. — В остальных сегментах заказы шли с переменным успехом".

"Галея" на рынке с 1997 года и застала уже не один кризис. Но руководитель фирмы утверждает, что нынешний — худший для рекламной отрасли. С ним солидарны те, кто занимается размещением рекламы на классических носителях. В частности, в наружной рекламе.

Долг операторов наружной рекламы перед бюджетом Барнаула вырос до 146 миллионов

Для этого сегмента в Барнауле проблемой стало уже то, что места под размещение билбордов разыграли до кризиса. На торгах сложились высокие цены. И теперь рекламисты вынуждены платить за аренду своих мест миллионы, в то время как падение их рынка в прошлом году составило 40%. Об этом рассказала Елена Кузнецова, руководитель барнаульского филиала оператора наружной рекламы "ДизайнМастер". От рекламы на улицах стали отказываться автодилеры и строители, пострадавшие от кризиса особенно сильно. А именно они раньше приносили операторам наружной рекламы существенную часть доходов.

Сложившаяся ситуация тяжела даже для двух крупнейших игроков местного рынка — федеральных компаний Gallery и "ДизайнМастер". Директор барнаульского филиала Gallery Роман Кубраков заявил об убытке своего подразделения в 17% в 2015 году.

В выигрыше остались только владельцы небольших рекламных конструкций — например, в остановочных павильонах или пиллонах (небольшие наземные модули с баннерами). Там размещают объявления о концертах, а также рекламу организаций, работающих поблизости. На такие плоскости спрос остался прежним.

Валерий Зырянов,
директор компании “Дельфин”:

На крупных конструкциях в Барнауле в основном рекламируются федеральные компании. Они сильно урезают бюджеты. А на небольших конструкциях кризис не особенно отразился. Они намного дешевле модулей формата 3х6. Аренда такого щита стоит в среднем 20 тыс. рублей в месяц, а плоскости на остановке — 5 тыс.

Елена Кузнецова,
руководитель барнаульского филиала оператора наружной рекламы "ДизайнМастер":

Я бы не сказала, что наши клиенты отказываются от формата билборда в пользу малых — они просто уходят. Крупные компании, которые раньше размещались на билбордах, не станут переходить на “мелочь”.

Исход в интернет

Крупнейший оператор наружной рекламы в Барнауле рассказал об убытках в 2015 году

На телевидении ситуация получше: спад на алтайском рынке всего 16%. Такую информацию дает Вадим Дьячко, директор филиала "VI-Барнаул". По данным компании "Алькасар", в "рейтинге падений" по регионам барнаульский рынок телерекламы стоит ближе к концу. Однако есть девять городов, где положение дел хуже. Например, в Омске телереклама "просела" на 24%, в Иркутске — на 22%, Кемерово — на 20%.

При этом на размещение в телевизоре не спешат снижать расценки. А вот другие рекламные компании предлагают серьезные скидки, чтобы удержать клиентов. По информации altapress.ru, федеральные операторы наружной рекламы сегодня могут сдать билборд со скидкой 30% и более, если не удается найти ему арендатора за рыночную цену до 20-го числа месяца. А радиостанция "FM-продакшн" разработала целую систему акций для рекламодателей в духе "чем больше купишь — тем дешевле".

Однако пока клиенты продолжают экономить. Реклама в Сети остается наиболее недорогим способом продвижения из возможных. Из-за этого только продвижение в интернете в прошлом году показало не падение, а рост. В барнаульской фирме "Рубль" он составил 15%.

Виталий Романов,
директор агентства интернет-рекламы "Рубль":

Нормальный рекламный бюджет у автосалона — около 500 тыс. рублей. Из них 100–150 тыс. они тратят на интернет-рекламу. Так вот, некоторые сегодня оставили в медийном плане только такой бюджет, продвигаясь в Сети и сократив остальные каналы.

Директор брендингового агентства Punk you brands Данил Снитко считает, что кризис обнажил слабые места прежних рекламных кампаний в регионе. Если раньше директора компаний нередко распределяли рекламный бюджет "не глядя", то сегодня внимание к эффекту продвижения стало пристальным. Тут реклама в интернете снова выглядит более выигрышной.

Данил Снитко,
директор брендингового агентства Punk you brands:

"Ее эффект намного легче просчитать, чем в офлайне. Также в интернете можно очень быстро поменять что-то в стратегии, и это будет бесплатно. А чтобы поменять рекламу в наружке или на телевидении, ее надо делать заново. То есть в целом интернет-реклама выходит эффективнее и дешевле. Вот пример: аренда баннера в центре города в среднем стоит 25 тыс. рублей в месяц. Ты взял два баннера и тратишь 50 тыс. Баннеры висят, но что они дают, ты не знаешь. А можно на те же 50 тыс. в месяц разместить в интернете хитрую таргетированную кампанию. Вычленить там свои аудитории, написать для каждой отдельный текст и потом отслеживать, как что работает, и усиливать те направления, которые сработают лучше.

Однако продвижение в Сети по-прежнему подходит не всем, и зачастую только его недостаточно. Есть предприятия, чью аудиторию до сих пор трудно найти в интернете. Для них остается актуальной только реклама в офлайне. Также не обойтись без продвижения по разным каналам новым продуктам и услугам, которые впервые выводят на рынок.

Впрочем, сегодня продвижение многих фирм просто замерло по всем фронтам. Участники рекламного рынка считают, что такое поведение опасно. О брендах притихших фирм быстро забудут, в то же время у них могут появиться новые активные конкуренты. Однако бизнес, похоже, не верит в то, что такая опасность существует в нынешних условиях.

Цитата

Павел Сенченко,
директор автосалона Lifan в Барнауле:

По моим наблюдениям, наши конкуренты действительно стали менее активны в продвижении, уменьшая рекламу соразмерно падению доходов. Но дело в том, что если у вас плохие продажи, то с урезанием рекламы они лучше не станут. Поэтому наш рекламный бюджет в 2015 году не снизился по сравнению с 2014 годом. В этом году планируем его даже увеличить. Под конец прошлого года мы активно вложились в районную прессу и получили оттуда хороший трафик. Также используем продвижение в интернете и наружную рекламу. Примерно 80% покупателей к нам приходит с сайта Drom.ru (во второй половине прошлого года там был спад, потому мы решили попробовать еще продвижение в прессе). Эффективность рекламы всегда отслеживаем: у каждого посетителя нашего салона спрашивают, откуда он узнал о нас. По ответам все сразу становится ясно.

Цифра

"VI-Барнаул" в начале 2015 года ожидал более серьезного падения рынка: 18% против фактических 16%/

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость