Этот небольшой банк (409-е место по нетто-активам) был создан и зарегистрирован в Алтайском крае еще в 1990 году. Долгое время он был, по сути, расчетным банком группы компаний "СЭУС". Но у этой ГК во время финансового кризиса появились большие проблемы, и ее основатель Алексей Мельников выставил банк на продажу. В 2013 году к руководству пришли люди , многие из которых к банковской сфере не имели прямого отношения.
В частности, Михаил Чупраков, председатель совета директоров и супруг дочери нового совладельца Сергея Кравца (19,5% долей), руководил компанией-подрядчиком "Росатома" (впрочем, какое-то время он работал в банке "Агросоюз" из Оренбурга). Иван Орчев (9,6%) или человек с такими же Ф.И.О. ведет в Москве ресторанный бизнес. В первое время 9,8% долей владела фирма "Ланмолл" из Подмосковья, занимавшаяся розничной торговлей одеждой.
Уже на 1 декабря 2016 года, по данным banki.ru, размер убытка в этом банке составил 39 млн рублей. Причем показатель "прибыль до налогообложения" (в данном случае прибыль была отрицательной) уменьшился за месяц на 225,2% (!). В то же время по итогам 2015 года банк показал прибыль, что следует из его отчета, опубликованного на сайте ЦБ.
По-видимому, такое одномоментное появление убытка произошло из-за того, что масштабная проверка ЦБ, которая проводилась в банке в прошлом году, вскрыла накопившиеся проблемы, предполагает один из экспертов altapress.ru. И ЦБ заставил доначислить резервы по кредитному портфелю в ходе проверки. Другой эксперт, представляющий банковскую сферу, сказал, что это наиболее вероятное объяснение: в банке наверняка были выявлены "плохие" кредиты.
После смены собственников банк принял стратегию развития до 2017 года. Одним из ее пунктов был выход на федеральный уровень, чем банк активно занялся. Затем за два года банк открыл четыре допофиса в Крыму, еще два в Подмосковье (правда, офис в Троицке был вскоре закрыт), а также по "точке" в Нижнем Новгороде и Воронеже, а в начале 2016 года новый офис в Барнауле.
Но, как говорит один из собеседников altapress.ru, открытие офисов по стране, скорее всего, лишь увеличило расходы на содержание, но не дало ожидаемых результатов.
Это время было не лучшим для старта. Сейчас для банков скорее стоит задача сохранения имеющегося бизнеса. Расти в таких условиях могут лишь крупные игроки, имеющие доступ к серьезным и относительно недорогим финансовым ресурсам. "Полагаю, они не рассчитали силы, думали, что просто открыв допофис, получат приток денег", — говорит один из наших собеседников.
Возможно, были ошибки и в кадровой политике, предположили опрошенные эксперты. По информации одного из экспертов, в последние годы в банке активно меняли кадры. Вновь приходившие не всегда отличались профессионализмом и отвечали требованиям ЦБ. СМИ сообщали о наложении наказания ЦБ за несоответствие начальника отдела финансового мониторинга требованиям регулятора. Но все не так трагично: отдел возглавил сотрудник, у которого немного не хватило стажа (1 месяц 20 дней).
Другой собеседник altapress.ru тоже полагает, что новые собственники так и не смогли сформировать компетентную банковскую команду. "Если идет такой рост сети, то без хорошей команды не обойтись", — уверен он. По его словам, когда новые собственники купили доли в ООО "Тальменка-банк", серьезных проблем у него не было. "Небольшие проблемы были, но многие банки прекрасно существуют и с гораздо более серьезными", — сказал он.
На самом деле ЦБ жестко контролирует банковскую деятельность. Требования регулятора за последние годы настолько выросли, что и крупным банкам непросто их выполнять. "Мелкие же банки несут такие расходы по их выполнению, что априори становятся де-факто убыточными, хотя в течение определенного времени вынуждены это скрывать", — говорит один из экспертов. И банки небольшого масштаба сейчас активно уходят с рынка.
Инвесторы, владеющие такими банками, находят, как правило, два выхода. Либо продаться более крупному банку. Либо "поджечь": то есть принять депозиты и вывести их в кредиты нужным организациям и заниматься обналичиванием средств. Есть, впрочем, и третий вариант — сидеть и ждать своей участи.
Один из наших экспертов не исключает и недобросовестных действий со стороны каких-то менеджеров — при быстром развитии сети формирование корпоративной этики обычно идет с большим запозданием. Отголоском этого, возможно, было дело в арбитражном суде Москвы. Компания "Крокус Интернешнл" из Подмосковья (владелец "Крокус-Сити") потребовала от "Тальменка-банка" выплатить ей 8,5 млн рублей по банковской гарантии.
Банк выдал гарантию компании "Ланмолл", своему бывшему совладельцу. По условиям договора, он выплачивает деньги в случае, если "Ланмолл" не выполняет обязательства. "Ланмолл" перестал платить арендную плату — "Крокус" предъявил требование банку. Однако на суде председатель правления Олег Семкичев заявил, что не ставил подпись под договором банковской гарантии, документ фальсифицированный. Но доказать этого он не смог. В декабре 2016-го суд вынес решение в пользу "Крокуса".
Источник внутри банка и внешние эксперты полагают, что, скорее всего, в самое ближайшее время у банка будет отозвана лицензия. Крайне маловероятно, что его начнут спасать и введут санацию. Вклады в "Тальменка-Банке" застрахованы, поэтому частным вкладчикам и индивидуальным предпринимателям вернут средства до 1,4 млн рублей.
Обычно примерно через две недели после отзыва лицензии Агентство по страхованию вкладов сообщает, через какой банк-агент гражданам будут идти страховые выплаты. Он также называет сроки, в которые можно будет получить деньги.
Как правило, ждать приходится недолго. Так, у "Зернобанка" отозвали лицензию 24 сентября 2015 года, выплаты начались уже в первой половине октября того же года.
Страховка физлицам выплачивается либо наличными, либо перечислением на любой его счет в любом банке РФ, причем без комиссии. Индивидуальным предпринимателям страховые выплаты производятся только на счета, открытые для осуществления предпринимательской деятельности.
Юридическим лицам, хранившим на своих счетах или депозитах средства, можно рассчитывать на возврат лишь небольшой части денег. Как правило, не более 20% (в лучшем случае 30%) средств.
Справка
Сергей Кравец и председатель правления Олег Семкичев владеют по 19,5% долей "Тальменка-банка". Остальные доли распределены так: Константин Федоряк, Москва (9,9%), Дмитрий Косухин, Тула (9,8%), Станислав Тихонов, Москва (9,8%), Вадим Гнусин, Москва (9,714%), Николай Шубенкин, Москва (9,7%), Иван Орчев, Москва (9,6%), Александр Юсифов, Москва (2,486%).
Объем вкладов населения на 1 декабря 2016 года составлял 1 млрд 88 млн рублей, это 308-е место среди российских банков. Средства бизнеса, размещенные в банке, 367 млн рублей. По сведениям этого же источника, "Тальменка-банк" соблюдал все нормативы ЦБ.
Самое важное - в нашем Telegram-канале