Экономика

Два по двадцать

Максим Герасимюк
Максим Герасимюк
Олег Богданов

Снег сошел и обнажил унылые проспекты и улочки Барнаула, заполненные пустыми бутылками, банками и полторашками из-под пива. По иронии судьбы, именно в этот момент в верхах ведется жаркая дискуссия о том, нужно ли в крае увеличивать до 23.00 или хотя бы до 22.00 срок продажи пенного напитка. Защитники действующего временного ограничения (до 21 часа) утверждают, что благодаря "превентивным мерам" пить стали меньше. Я с этим не согласен, поскольку вижу наследие прошедшей зимы — в сугробах прятались горы пивного мусора. Для того чтобы навести порядок, не надо придумывать новые законы, нужно исполнять действующие.

Сначала было письмо участников рынка, которые попросили алтайских законодателей увеличить срок продажи алкоголя. Его подписали на Алтае 10 тыс. человек. Закрыть глаза на это уже никак было нельзя, и на прошлой неделе в дискуссию о пиве публично ввязался вице-спикер АКЗС Андрей Осипов. Как истинный единоросс, он, конечно же, защищает уже принятые в парламенте ограничения на продажу алкогольной продукции (с 21.00 до 9.00). Но, стоит отдать должное Андрею Геннадьевичу, делает он это достаточно искусно, аргументированно и взвешенно, если не сказать трезво. Далеко не все представители "ЕР" в Алтайском крае сегодня умеют так вести разговор с обществом, многие вообще не хотят светиться в публичном пространстве. А вот Андрей Осипов не побоялся, взявшись за тему, в которой можно и захлебнуться.

Итак, уважаемый вице-спикер говорит, что после введения ограничений порядка на улицах стало больше, а пивных тусовок молодежи меньше. И в этом отношении Алтайский край следует мировым традициям, ведь за рубежом в вечернее время купить алкоголь также довольно проблематично. Что касается малого бизнеса, то вице-спикер считает, что лишние два часа никакой погоды для кассы предпринимателя не сделают. "Днем торговля пенным напитком разрешена и сейчас. Я не думаю, что предприниматель станет намного богаче от тех двух часов дополнительной торговли, о которой идет речь в обращении. Ведь, в общем-то, пить меньше не стали, стали брать с запасом! И об этом свидетельствует статистика: если раньше пиво разливали в мелкую тару, то сегодня пользуются спросом бутыли на два, три и более литров. Об этом говорят сами продавцы", — комментирует Андрей Осипов.

Еще один ключевой момент массового народного обращения — рост фальсификата и возвращение алкогольного рынка в 1990-е годы, когда водкой торговали из-под полы даже таксисты. Но и здесь Андрей Геннадьевич считает претензии в адрес законодателей абсолютно неуместными ("Ну, так, уважаемые, это вопрос не к нам, законодателям, а скорее к правоохранительным органам!")

По всем этим пунктам, как и по многим другим, я с Андреем Геннадьевичем согласен. Но не следует забывать еще кое о чем. Во-первых, апелляция к мировому опыту уместна, но тут надо помнить, что у НИХ имеется неотвратимость наказания за нарушение общественного порядка (коим является распитие алкоголя на улице). Классика жанра — сцена из кинофильма "Брат-2", когда герой Виктора Сухорукова связывает полисмена, сделавшего ему замечание. "Да ладно, я сам милиционер", — говорит бывший киллер Татарин. И в этой фразе — все торжество НАШЕГО российского правопорядка.

Во-вторых, попытка навести порядок с алкоголем на улицах путем ограничения его торговли — это рожденная нашими законодателями из Госдумы хромая утка. Закон наказывает тех, кто продает алкоголь, но не наказывает тех, кто прилюдно закладывает за воротник. Я веду речь о статье, которую сам называю "два по двадцать" (20.20), из Кодекса об административных правонарушениях за распитие пива и алкогольной продукции в общественных местах. В ней четко прописаны довольно серьезные штрафы, которые, по идее, могли бы быть направлены на то же благоустройство города. Но данная статья повсеместно не применяется. Или применяется только в черте Ленинского проспекта, по которому проезжают высокие чины. Почему так происходит? Я не знаю, но готов переадресовать этот вопрос полисменам или законодателям. Правда, отвечать на него не хотят ни первые, ни вторые.

И, наконец, лечить в данном случае нужно не только предложение, но и в большей степени спрос на алкоголь. Предприниматели не дураки. Они давно уже придумали ушлые схемы обхода всех ограничений на продажу пива. Появляются какие-то странные мини-бары, павильоны становятся как бы пунктами общепита, где из еды только сухарики и орешки. А объявление: "Купите спички — пиво в подарок" — вообще стало ходячим анекдотом.

Так что, обращаясь в заключение к нашим законодателям, напомню им классическую фразу незабвенного Виктора Черномырдина. Но не про "получилось как всегда" — другую. "Нам никто не мешает перевыполнять наши законы".  

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость