Экономика

Эксперты комментируют "Стратегию социально-экономического развития Алтайского края"

В начале сентября в администрации Алтайского края был рассмотрен "черновой" вариант актуализированной Стратегии социально-экономического развития нашего региона до 2025 года. Над новой редакцией трудился Центр экономики Арктики Совета по изучению производственных сил. Документ предусматривает три возможных сценария развития экономики края: консервативный, модернизационный и инновационный. Важно, что во всех трех сценариях акцент делается на необходимости поддержки и развития малого и среднего предпринимательства. Какой же должна быть роль этого сектора экономики в стратегии социально-экономического развития края? Сегодня свою точку зрения по этому поводу высказывают эксперты.

Носитель экономической гибкости

Александр Пилясов,
директор Центра экономики Арктики Совета по изучению производительных сил, руководитель группы по актуализации Стратегии социально-экономического развития края до 2025 года:

Фундаментальная особенность Алтайского края — в том, что его экономическая структура сформирована в основном малыми и средними субъектами экономической деятельности. Более того, мы знаем мировую тенденцию: в тех странах, в которых проходит или прошла постиндустриальная трансформация, после распада крупного промпроизводства рождается малый бизнес. В итоге экономическая и социальная роль малых предприятий повышается, мощно проявляется их роль как носителей инноваций, экономической гибкости, отзывчивости на конъюнктуру рынка.

При этом мы имеем дело с сетевым феноменом: это подвижная флуктуирующая сеть предприятий, активно взаимодействующих и сцепленных друг с другом. И такая развитая сеть позволяет экономике быть современной, уйти от косности и склеротичности, нередко характерной для периода индустриального развития.

Да, часть бизнеса работает в теневом секторе. Но вопрос о "тени" — это не вопрос репрессий в отношении тех, кто уходит в тень. Это вопрос об облагораживании структуры предприятий, о том, чтобы они становились более интеллектуальными, строили долгосрочные взаимоотношения с серьезными партнерами, — вот что надо стимулировать. Инновационные, интеллектуальные предприятия, фирмы, отпочковавшиеся от университетов с участием профессуры и студентов, — это предпринимательство не теневое.

И форм стимулирования развития такого бизнеса много. Одна из апробированных —  расширение интеллектуальных площадок, развитие сети бизнес-инкубаторов. В крае они есть, но только в Барнауле и Бийске. Такие инфраструктурно обустроенные, связанные с миром интернет-сетями площадки должны быть в каждом райцентре. Причем такие сетевые формы поддержки более эффективны, чем атомарная поддержка отдельного предприятия, приводящая к высоким издержкам по распределению средств.

Что еще важно с точки зрения развития предпринимательства? Привлечение в регион внешних потоков знания, новых компетенций, которые вам нужны. Это и работа с алтайской диаспорой с тем, чтобы выходцы из Алтая создавали здесь предприятия, это и совместные предприятия, фирмы с иностранным участием.

Ряд экспертов сегодня оценивает руководство регионов и городов по числу создаваемых на территории новых малых предприятий. Я с этим согласен: число рождений новых фирм — показатель динамичности, гибкости, пластичности местной экономики. Выигрывают именно те регионы, которые этими качествами обладают.

Все предпосылки есть

Евгений Дешевых,
начальник управления Алтайского края по развитию предпринимательства и рыночной инфраструктуры:

Приоритетность роли малого и среднего бизнеса в стратегии социально-экономического развития региона необходимо рассматривать в первую очередь с учетом инновационной составляющей, которую несет с собой предпринимательская деятельность как таковая. Кроме того, особая значимость данного сектора будет возрастать пропорционально участию частного капитала в перспективных для региона направлениях деятельности, включая сельскохозяйственное и перерабатывающее производство, туризм, наукоемкий бизнес.

Реальные предпосылки такому сценарию развития малого и среднего бизнеса в регионе есть. По всем основным индикаторам динамика развития предпринимательства края характеризуется устойчивым ростом. С 2005 по 2009 годы в два раза выросло число малых предприятий, в полтора раза — среднесписочная численность работников на малых предприятиях, почти в три раза — инвестиции в основной капитал малых предприятий. Удельный вес субъектов малого и среднего бизнеса в общем числе хозяйствующих субъектов края составляет более 78%.

В последние годы тенденции распределения субъектов предпринимательства по видам экономической деятельности демонстрируют рост количества хозяйствующих субъектов, занятых в сельском хозяйстве (почти в три раза по отношению к 2008 году), в обрабатывающих производствах на 18%, в сфере производства и распределении электроэнергии, воды и газа — на 69%, в строительстве — на 21%. 

Также наблюдается существенное увеличение внутренних затрат сектора предпринимательства на научные исследования и разработки. Уже сегодня в крае участие государственного и частного секторов экономики в финансировании научных исследований и разработок осуществляется практически в равных долях.

С учетом этого приоритеты региональной политики государственной поддержки предпринимательства акцентированы на динамично развивающихся малых предприятиях и начинающих субъектов, прежде всего в сфере производства и инноваций, а также на тех, чья деятельность носит социально значимый характер в развитии конкретных территорий края.

В результате осуществления комплексных мероприятий к 2025 году прогнозируется увеличение до 30%  удельного веса продукции, произведенной малыми предприятиями,  в общем объеме ВРП, а также до 60% удельного веса занятых в малом бизнесе в общей численности занятых в экономике. Доля инновационно активных малых предприятий должна составлять более 10%.

Стимулирование предпринимательской активности первостепенно и с точки зрения улучшения качества жизни нашего населения. Новые услуги, качественные товары, инфраструктурные объекты, рабочие места, создаваемые малым и средним бизнесом, в целом сейчас выступают определенным гарантом социальной стабильности и в перспективе должны коррелироваться с запросами общества.

Выигрывает грамотный

Борис Чесноков,
президент Алтайской торгово-промышленной палаты:

Роль малого и среднего бизнеса и в развитии экономики края сложно переоценить.  Более того, я уверен: если мы строим рыночную экономику (а курс руководства страны нацелен на это), альтернативы нет. История всех экономических систем, развивавшихся естественным путем, показывает: любой крупный бизнес начинался с небольшого, часто — с обыкновенной торговли. И по мере роста бизнеса предприниматели создавали производственные, сервисные компании, и так развивалась экономика.

И власти это понимают. На порядок увеличились как объем помощи малому и среднему бизнесу, так и формы поддержки. Многие уже забыли, что совсем недавно малый предприниматель не мог получить кредит в банке. А сегодня он уже выбирает, в каком банке выгоднее условия, где его лучше обслуживают.

Но бизнес будет развиваться быстрее и эффективнее, показывать более высокие результаты только в условиях реально действующей конкуренции. И с точки зрения стратегии развития региона создание таких условий, пожалуй, ключевая задача.

Возьмите пример: у нас наиболее развита конкуренция в сфере торговли. Именно конкуренция вынуждает предпринимателей снижать издержки, сокращать маржу, внедрять инновации. Вы можете себе представить наши магазины без всех этих наклеечек, штрихкодов и т. д.? Наверное, нет. А почему они пошли на внедрение этих новых по тем временам технологий? Потому что в противном случае были бы вынуждены уйти с рынка.

Какой бизнес нужен Алтаю? В первую очередь грамотный. Когда руководители жалуются на плохие продажи, я задаю вопрос: а что вы сделали для того, чтобы увеличить продажи? Предприниматель не должен заблуждаться, думая, что он все знает, что выстроит бизнес благодаря, скажем, связям. И примеры грамотного построения бизнеса есть. Многие уже понимают, что производить нужно то, что востребовано рынком. Что нужно вкладывать средства в энергосбережение, потому что это позволяет удержать цены и долю на рынке. И делают они это в том числе с помощью малых предприятий, поставляющих энергосберегающее оборудование, оказывающих консалтинговые услуги.

Второй вопрос: какой бизнес нужен краю с точки зрения стратегии его развития? Аграрные перспективы Алтая очевидны, и это хорошо, потому что мы застрахованы от колебаний конъюнктуры на сырьевых рынках. Но нам важна глубокая переработка, о чем не раз говорил губернатор. Второе — и в этой области уже делается немало — развитие туризма. Создание особой зоны "Бирюзовая Катунь" неизбежно будет привлекать крупные компании, а вокруг них будет развиваться и малый бизнес. Я уверен: ниш для развития бизнеса в нашем регионе очень много.

Распределение внутренних затрат на научные исследования и разработки по секторам деятельности в Алтайском крае:

42,4% - предпринимательский сектор
44,1% - государственный сектор
13,4% - сектор высшего образования
0,1% - сектор некоммерческих организаций

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Смотрите также

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость