Экономика

Голова по контракту. Краевые власти рекомендуют муниципалитетам не выбирать глав всенародно

Вполне возможно, что число муниципальных выборов в Алтайском крае в скором времени сократится до минимума. Во всяком случае, власти края (как исполнительная, так и законодательная) порекомендовали недавно властям на местах осмыслить и обсудить с населением вариант, при котором главы районов и сельских поселений будут назначаться на контрактной основе.

Рекомендация под праздник

За две недели до Нового года в местные администрации поступило в виде рекомендации "Решение краевой комиссии по местному самоуправлению и правления ассоциации "Совет муниципальных образований Алтайского края". Цитируем.

"Рекомендовать представительным органам местного самоуправления, администрациям муниципальных образований в целях эффективной организации деятельности исполнительно-распорядительных органов муниципальных образований, с учетом мнения населения, кадровых возможностей, имеющегося опыта муниципальных образований края рассмотреть возможность внесения изменения в Уставы муниципальных образований по структуре и порядку формирования органов местного самоуправления, в том числе:

- по назначению глав администраций по контракту по результатам конкурса;

- по совмещению главой муниципального образования сельского поселения полномочий председателя представительного органа и руководителя исполнительно-распорядительного органа муниципального образования".

В некоторых администрациях районов, с которыми связался "СК", этот документ сочли едва ли не "революционным". Шутка ли - предлагают отменить всенародные выборы глав районов и сельских поселений. Впрочем, все отмечали, что данная инициатива 131-го федерального закона не нарушает. Да и на территории края есть примеры, когда глава назначался по контракту. Но зачем? Слово - инициаторам.

Пятый лишний бюллетень

Борис Ларин, вице-губернатор:

- Этот документ - просто рекомендации, как лучше с учетом местных особенностей, в том числе и кадрового потенциала, организовать управление территорией. 131-й закон позволяет выбрать наиболее оптимальную модель, и мы пробуем подтолкнуть муниципалитеты, чтобы они еще раз подумали, взвесили и выбрали.

Хотел бы подчеркнуть: все формы, предусмотренные законом, имеют свои преимущества и свои недостатки. Но, оценив возможности муниципалитетов, кадровый потенциал, надо определяться. И это должны делать представительные органы. Разумеется, предварительно обсудив этот вопрос с населением...

Есть ряд объективных причин, из-за которых территориям необходимо подумать над вариантами системы выборов органов местного самоуправления. Например, федеральным законом об избирательных гарантиях граждан предусмотрено, что на одних выборах нельзя выдавать на руки больше четырех бюллетеней. А у нас на март 2008 года с выборами президентскими, в КСНД, местными накопится столько бюллетеней, что местные органы неизбежно "оставят на осень". Это проблемы, это дополнительные затраты. Но, еще раз повторюсь, все это только рекомендации.

Нужны "сити-менеджеры"?

Авторы рекомендаций не скрывают, что вариант всенародных выборов глав районов и сельских поселений их не слишком устраивает.

Игорь Вольфсон, председатель комитета КСНД по местному самоуправлению:

- Мы сталкиваемся с тем, что далеко не всегда в результате всенародных выборов приходят люди, которые умеют руководить. Ограничений на местных выборах всего два - чтобы несудим был, и чтобы был дееспособен. Не учитывается ни образование, ни опыт работы. В итоге главой достаточно сложного района (Крутихинского. - Авт.) становится генерал, а на уровне поселений были случаи, когда побеждали кандидаты, которые вообще на работу не ходили. Водку пили да зарплату получали. А избавиться от них проблематично. Когда же человек назначается по контракту - это муниципальный служащий, там уже есть требования. За рубежом есть понятие "сити-менеджер", и требования - как раз именно для того, чтобы привлечь управленцев...

Я сторонник того, чтобы глав администраций назначали по контракту свои же родные депутаты. Депутатов при этом возглавляет глава района или сельсовета, которого лучше, конечно, избирать из числа депутатов, хотя возможно его избирать и всенародным голосованием. Похожие схемы есть в Яровом, в Алейске, в Краснощековском районе, в Немецком национальном районе. В Родинском районе все сельсоветы по такой схеме работают...

От редакции

Большинство руководителей муниципалитетов, у которых мы поинтересовались мнением по поводу инициативы краевых властей, попросили у нас отсрочки: вопрос сложный, времени для обдумывания пока не было. Краевые власти тоже их не торопят, хоть и РЕКОМЕНДУЮТ настоятельно как следует проработать эту тему и вынести решение. Мы оставляем тему открытой - любые мнения, варианты, версии принимаются.

Мнения глав районов

Павел Ефремов, председатель ассоциации органов местного самоуправления Алтайского края, глава Первомайского района (подписал письмо-рекомендацию):

- 131-й закон позволяет внедрить новую схему формирования районного Совета депутатов: каждый глава сельского поселения становится депутатом районного собрания, и по одному депутату от сельского Совета входит в состав районного Совета. На основании конкурса районный совет может утверждать кандидатуру и заключать контракт с главой администрации. Состав конкурсной комиссии на две трети состоит из депутатов районного Совета, на одну треть из представителей крайсовета и крайадминистрации. Таким образом, учитывается мнение и администрации края по кандидатуре будущего районного главы.

Чтобы эта схема была утверждена, необходимо, чтобы один из сельских Советов на территории района выступил с инициативой и две трети сельских Советов должны эту инициативу поддержать. На основании этой инициативы затем вносятся изменения в устав.

В нашем районе такую инициативу проявил Жилинский сельсовет, и 16 сельсоветов ее поддержали. Я думаю, что эта инициатива будет поддержана и в других районах. Эта схема важна, так как будет учитываться мнение субъекта Федерации и администрации. Последние выборы в Бийске, Крутихинском районе показали, что в выборных схемах принимают участие деньги и они являются решающим фактором…

Анатолий Косилов, глава Краснощековского района:

- Конечно, чтобы не ошибиться в выборе главы района, можно выбирать его из состава депутатов. Но, с другой стороны, глава района, избранный всенародно, - это, так сказать, "сильный мэр". На Западе есть "сильный мэр" - избранный всенародно и "слабый мэр", который избирается составом депутатов. И ему тяжелее работать. Я как глава района избран составом депутатов, и на себе испытал эту систему. Иногда мне приходится тяжело пробивать те или иные вопросы даже здесь, внутри района. В январе-феврале во время традиционных встреч с жителями района мы посоветуемся с населением по этому поводу.

Владимир Шмидт, глава Кытмановского района:

- Я бы ничего не менял и оставил бы в нашем районе всеобщие выборы главы. Мне кажется, что эта система лучше действует. К тому же, мне кажется, не стоит к каждым новым выборам менять правила игры. А у нас получилось, что в нашем районе такая система уже была. И возврат к старому даже народом будет восприниматься неоднозначно.

Сергей Черников, первый заместитель главы администрации Благовещенского района:

- Если по-человечески, то мое мнение - людям нужно доверять. Если выборы будут всенародными, то доверие населения и последующий спрос - они реально существуют. И глава муниципального образования в этой части отвечает перед самым главным, перед населением. А как должностное лицо я не вижу принципиальной разницы в этих схемах. Я считаю, что глава муниципального образования должен выполнять свои обязанности, а каким путем он придет к этой должности, это не столь важно. Если глава не соответствует требованиям, то как депутатский корпус может уклониться от его избрания, так и народ.

На мой взгляд, такая инициатива появилась, потому что самостоятельность муниципальных образований не вполне отвечает требованиям органов государственной власти. И они хотели бы видеть ее более подчиненной. Им необходимо понять, что органы местного самоуправления не справляются со своими задачами не из-за того, что имеют недостаточный профессионализм, порядочность и честность, а что это, скорее всего, из-за недостатка средств. Но в это, скорее всего, органы государственной власти пока поверить не могут. Они не верят, что в районах и сельских поселениях нет средств, чтобы выполнить все свои обязательства перед народом. Когда они поверят в это, то вообще не будет разницы, как избирать.

Константин Татарников, глава администрации Косихинского района:

- Я за то, чтобы глав района назначали. Так как выстроится вертикаль власти. С человеком, который идет по контракту, этот контракт можно расторгнуть. А вот в случае выборного главы процедура отзыва достаточно сложная. И выборный, и назначенный глава решает одни и те же вопросы. К тому же плюс в данной схеме то, что можно уйти от грязных выборов. Так как я сам был свидетелем того, как во время предвыборной кампании начинают трясти нижнее белье, проходиться по семье кандидата, а это неправильно.

Иван ВЛАСОВ, Елена НИКИЩЕНКО.

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Смотрите также

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость